Итак, заикание — это болезнь, которая проявляется в речи. Это не просто дефект речи, а именно болезнь: слишком сложен комплекс, в котором переплетаются недостатки речевого аппарата и нервно-психические расстройства. Утомляемость, подавленность, чувство собственной неполноценности — вот далеко не полный перечень последствий видимых судорог мышц речевого аппарата.
Эта болезнь приводит к формированию совершенно определенных особенностей характера. Человек становится в сильной степени зависимым от своей болезни, и у него развивается страх речи. Возникает замкнутый круг, который, казалось бы, невозможно разорвать: речевые судороги вызывают волнение, волнение вызывает еще большие судороги
Любопытно, что обычно наедине с самим собой заикающийся говорит хорошо или вообще без дефектов.
В 96% случаев эта болезнь развивается у ребенка в возрасте до 5 лет — тогда, когда он учится говорить фразами, строить свою речь. В этот период речевой аппарат беззащитен, а потому в сильной мере подвержен влиянию со стороны. У девочек эта функция развивается раньше и усваивается ими легче, — как правило, они в 4 раза реже мальчиков страдают заиканием.
Итак, предрасположенность возникает из-за медленного и слабого формирования речевого аппарата, но это еще не все. Нужна провоцирующая причина, некий толчок. Ею может стать какая-либо психологическая травма (скандалы между родителями, побои), испуг (собака, гудок поезда
Бывает и так, что ребенок перенимает у окружающих манеры разговора, пытается им подражать. Особенно, если заикается кто-то из родителей или близких ему людей.
Однако взрослый человек тоже может начать заикаться. Такое иногда происходит с теми, кто переживает сильнейшее моральное потрясение — например, смерть близкого человека на своих глазах. И, наоборот, заикание может исчезнуть, оставив окружающих в недоумении, а того, кто только что и слова не мог сказать, — в бурной радости.
Как от этого избавиться? Поскольку заикание по своей природе бывает трех видов (связанное со слабым развитием речевого аппарата, невротическое и смешанное), то и лечить его нужно комплексными мерами. Это значит, что одним врачом здесь обойтись трудно.
1. Непосредственно работу над речью проводит логопед. Обычно это педагог-дефектолог.
2. То, что касается психики и эмоциональной сферы человека, берет на себя психотерапевт. Его задача — устранить комплекс неполноценности, помочь ребенку почувствовать себя психологически комфортно и вообще сделать все возможное, чтобы у него в голове и в отношениях с окружающими все было комфортно и гармонично.
3. Часто при лечении этого заболевания прибегают к лекарствам, физиотерапии, иглоукалыванию. Естественно, все это нужно применять только по указанию врача.
Оптимальный вариант — это одновременная работа и логопеда, и терапевта, — в этом случае достигается наибольший эффект. И еще — огромная роль в процессе лечения отводится родителям заикающегося ребенка. По сути, если они будут постоянно консультироваться с врачом, координировать свои действия с его указаниями, морально поддерживать своего ребенка, то в их силах вылечить его в домашних условиях.