Итак, заикание — это болезнь, которая проявляется в речи. Это не просто дефект речи, а именно болезнь: слишком сложен комплекс, в котором переплетаются недостатки речевого аппарата и нервно-психические расстройства. Утомляемость, подавленность, чувство собственной неполноценности — вот далеко не полный перечень последствий видимых судорог мышц речевого аппарата.
Эта болезнь приводит к формированию совершенно определенных особенностей характера. Человек становится в сильной степени зависимым от своей болезни, и у него развивается страх речи. Возникает замкнутый круг, который, казалось бы, невозможно разорвать: речевые судороги вызывают волнение, волнение вызывает еще большие судороги
Степень такого страдания необычайно высока. Некоторые заикающиеся говорят, что предпочли бы быть совсем немыми или остаться без руки, лишь бы уметь спокойно, без запинок, излагать свои мысли.
Любопытно, что обычно наедине с самим собой заикающийся говорит хорошо или вообще без дефектов.
В 96% случаев эта болезнь развивается у ребенка в возрасте до 5 лет — тогда, когда он учится говорить фразами, строить свою речь. В этот период речевой аппарат беззащитен, а потому в сильной мере подвержен влиянию со стороны. У девочек эта функция развивается раньше и усваивается ими легче — как правило, они в 4 раза реже мальчиков страдают заиканием.
Итак, предрасположенность возникает из-за медленного и слабого формирования речевого аппарата, но это еще не все. Нужна провоцирующая причина, некий толчок.
Ею может стать какая-либо психологическая травма (скандалы между родителями, побои), испуг (собака, гудок поезда
Бывает и так, что ребенок перенимает у окружающих манеры разговора, пытается им подражать. Особенно, если заикается кто-то из родителей или близких ему людей.
Однако взрослый человек тоже может начать заикаться. Такое иногда происходит с теми, кто переживает сильнейшее моральное потрясение
Как от этого избавиться? Поскольку заикание по своей природе бывает трех видов (связанное со слабым развитием речевого аппарата, невротическое и смешанное), то и лечить его нужно комплексными мерами. Это значит, что одним врачом здесь обойтись трудно.
- Непосредственно работу над речью проводит логопед. Обычно это педагог-дефектолог.
- То, что касается психики и эмоциональной сферы человека, берет на себя психотерапевт. Его задача — устранить комплекс неполноценности, помочь ребенку почувствовать себя психологически комфортно и вообще сделать все возможное, чтобы у него в голове и в отношениях с окружающими все было комфортно и гармонично.
- Часто при лечении этого заболевания прибегают к лекарствам, физиотерапии, иглоукалыванию. Естественно, все это нужно применять только по указанию врача.
Оптимальный вариант — это одновременная работа и логопеда, и терапевта, в этом случае достигается наибольший эффект.
И еще огромная роль в процессе лечения отводится родителям заикающегося ребенка. По сути, если они будут постоянно консультироваться с врачом, координировать свои действия с его указаниями, морально поддерживать своего ребенка, то в их силах вылечить его в домашних условиях.