Скорую вызывали?

Реклама
Профессионал

Когда мне было двадцать лет, я осталась без стипендии из-за тройки по историческому материализму. На четвертом курсе это очень обидно. Один хороший человек, увидев мою огорченную физиономию, спросил: «А хочешь, я тебя на скорую устрою фельдшером?»

«Хочу!» — радостно сказала я.

С тех пор мы со службой скорой и неотложной медицинской помощи не расстаемся.

Итак, какие люди и зачем вызывают скорую? Опыт показывает, что есть несколько категорий страдальцев.

Первая, самая большая — это хронические больные. Наши любимые добрые пожилые женщины. В силу особенностей мышления они ждут волшебника в голубом вертолете, который вернет им молодость и сделает так, чтобы не кружилась голова, а заодно покажет кузькину мать нерадивому сорокапятилетнему чадушке. Вызывают два-три раза в сутки, врачей тем не менее не любят. Ключевая фраза: «Сделайте хотя бы укол, все равно вы больше ничего не знаете». На предложение обратиться в поликлинику реагируют бурно, сообщают много интересных подробностей о своем участковом докторе и его родне по материнской линии. Таблеток не признают, потому что это химия.

Реклама

Вторая категория — заботливые родственники. Суббота и воскресенье для скорой — это родительские дни. Ключевая фраза: «Я решил, что маме (папе, реже тете или бабушке) пора провериться».

К третьей категории чаще выезжают педиатры. Это мамочки, молоденькие и не очень, которым показалось. Канонический незабываемый случай — выезд по поводу укуса клопа. Требовалось всего лишь доходчиво объяснить, что клопы не разносят бешенство.

Достойно представлены в классификации алкоголики, бытовые пьяницы и случайные жертвы перепоя. На вопрос, силком ли им заливали в горло огненную воду, обычно долго трясут головой в поисках ответа. Разговаривают чаще на русском матерном.

И, наконец, пятая категория — это люди, которым действительно нужна

Реклама
экстренная помощь. Инфаркты, стенокардии, кризы, несчастные случаи, хирургические проблемы… Самое печальное, что как раз они часто терпят слишком долго.

Лично я совершенно уверена, что вызвать скорую имеет моральное право любой человек и по любому поводу. Даже если ему просто показалось, что температура 37,5 по Цельсию угрожает его жизни, здоровью и светлому будущему. Больной часто не в состоянии адекватно оценить степень угрозы и тяжесть ситуации, и ничего в этом страшного или позорного нет. Я не раз и не два выезжала на достаточно серьезные и неимоверно запущенные случаи, с которыми было ой как непросто разобраться — именно потому, что герои тренировали силу воли, превозмогая боль, или активно и долго занимались самолечением. Поэтому стесняться не нужно.

Реклама

Тем не менее хочется еще раз отдельно рассказать, какие ситуации требуют немедленного обращения за помощью.

Во-первых, это ситуация острой незнакомой боли. Голова, живот, грудная клетка — неважно. Острая боль — повод для срочного обращения.

Во-вторых, конечно, несчастные случаи. Травмы, ожоги, электротравма, аварии — здесь обычно проблем со своевременным вызовом нет.

Во время эпидемии гриппа случаются разные неприятные осложнения и сопутствующие заболевания. Поэтому запомните, что немедленно вызывать скорую надо, если на фоне высокой температуры:

1) обнаруживается любая сыпь;

2) возникает сильная головная боль и/или многократная рвота, не приносящая облегчения;

3) происходит любая, даже кратковременная, потеря сознания;

Реклама

4) возникают судороги;

5) у детей до года — наблюдается жидкий стул чаще пяти-шести раз в сутки;

6) больной бледнеет, становится вялым и апатичным.

Родителям маленьких детей надо быть внимательными. Если ребенок на фоне полного здоровья или небольшой температуры вдруг начинает заходиться в грубом «лающем» кашле — не теряйте время, вызывайте врача немедленно.

Само собой, любое кровотечение (конечно, кроме регулярных женских недомоганий) — абсолютный повод для вызова скорой. Даже с виду безобидное носовое кровотечение вполне может быть маской гипертонического криза.

Остальное — по ситуации, всего не предусмотришь и в одной статье не опишешь. Еще раз: есть проблема — не ждите, что она рассосется сама. Время дорого, не тратьте его на чтение медицинской энциклопедии, там все равно про вас ничего не написано.

Реклама

Как вести себя до приезда скорой? Спокойно. Без паники и истерики. Не делать лишних движений, не принимать незнакомых лекарств. Не устраивать безумных плясок у постели больного, ему и так невесело.

Что говорить приехавшему доктору? Правду. И не бойтесь что-то упустить, все, что нужно, мы у вас переспросим.

В Интернете часто и страстно обсуждают, как правильнее встречать бригаду скорой, дабы с гарантией получить наикачественнейшую помощь. Мнения разделяются. Многие предлагают сразу спускать собак, но все же народ у нас добрый, поэтому обычно сходятся на том, что лучше гуманно прижать доктора к стенке и, поигрывая ножичком, изложить свое видение проблемы.

Потому что в медицине вообще и в экстренной помощи в частности у нас нынче разбираются все. Кроме врачей скорой, разумеется.

Реклама

В жизни все не так печально, хотя отношение широких масс к нашей службе очень забавное. Встречаются чаще всего три позиции:

Скорая — это сфера обслуживания. Все «они» рвачи, ворюги и ничего не понимают. Тем не менее пусть спасают нас от всего, раз обязаны. А иначе мы будем жаловаться!
Скорая должна нас любить. Сочувствовать, гладить по головке и танцевать стриптиз по требованию. А иначе мы будем жаловаться!
Скорая — это волшебники. Вот сейчас «они» приедут и за пять минут вылечат меня от ожирения четвертой степени, диабета и полиартрита. Но сначала их надо запугать тем, что мы будем жаловаться!

К сожалению, ни одна из этих моделей поведения не способствует налаживанию нормальных отношений между пациентом и бригадой. Страдают от взаимонепонимания обе стороны. В народе рождаются страшные истории о врачах-убийцах.

Реклама

Врачи, особенно молодые, грамотные и самолюбивые, проглатывают незаслуженные огульные обвинения и приходят к выводу, что пора менять профессию на более уважаемую. Многие меняют. Самое смешное, что работы у бригад скорой помощи меньше не становится.

В реальности же имеется вполне работоспособная система оказания экстренной бесплатной помощи на догоспитальном этапе, сиречь на дому, на улице, на рабочем месте, в подвале, на крыше поезда и где угодно еще. Не идеальная, конечно, но неплохая. И в этой системе работают опытные и толковые профессионалы. Другие просто не задерживаются. Вы будете смеяться, но наша служба — тяжелая круглосуточная ломовая работа. И то, что она любимая, не делает ее легче.

Реклама

Я совсем не призываю вас к сочувствию или хотя бы к пониманию наших сложностей. Я просто хочу сказать, что человека, которому вы прямо сейчас собираетесь доверить ни много ни мало, а свою единственную и неповторимую жизнь, все же не стоит встречать угрозами и кулаками (а так бывает, вы уж мне поверьте). Тем более что не он вломился к вам в дом с пистолетом, а вы сами его вызвали.

И мой любимый анекдот.

Говорят, как-то раз Будда решил поработать на скорой помощи. И вызвали его к парализованной бабушке. Посмотрел на нее Гаутама и сказал: «Вставай, бабуля!»


Бабуля встала, Будда порадовался и поехал на следующий визит. А бабуля взяла в ожившие пальцы шариковую ручку и написала жалобу министру. Потому что доктор даже не померил ей температуру.

Реклама