Разумеется, она порой дает сбои и, как все в материальном мире, не вечна. Но, так или иначе, правомерно мнение, что и в организме Homo sapiens нет ничего лишнего. И тут же у внимательного читателя возникает вопрос — а как же аппендикс? Зачем же нужен этот червеобразный отросток, от которого столько проблем?
И действительно, каждый год из 1000 человек 4−5 болеют острым аппендицитом, который по праву занимает первое место среди заболеваний брюшной полости, нуждающихся в хирургическом лечении. А если еще вспомнить список осложнений, вроде перитонита и абсцесса, то начинает казаться, что этот орган — ошибка природы или пережиток прошлого — рудимент.
Аппендикс, по-другому червеобразный отросток — придаток слепой кишки, отходящий от ее заднебоковой стенки. По форме он напоминает цилиндр, длиной от 6 до 12 см, диаметром 6−8 мм. По отношению к слепой кишке он может занимать различное положение: располагаться снизу, сбоку, иногда сзади от нее или даже прилегает к почке или мочеточнику. Необычно расположенный аппендикс затрудняет диагностику воспаления и усложняет ход операции.
В толще стенки этого органа в большом количестве присутствуют лимфатические сосуды, которые формируют целую сеть, по которой лимфа может оттекать в другие лимфоузлы, а также так называемые «солитарные фолликулы», содержащие лимфоидную ткань. Проще говоря, червеобразный отросток имеет мощный лимфатический аппарат, каким может похвастаться не всякий орган.
Как мы знаем, аппендикс у человека не может участвовать в пищеварении, хоть и является частью желудочно-кишечного тракта. Вот у травоядных животных этот орган достигает нескольких метров в длину и является вместилищем для большого количества пищи. Она, в свою очередь, переваривается при помощи огромного количества микроорганизмов, способных расщеплять целлюлозу, которой богата растительная пища.
Но у людей аппендикс не был замечен за подобной деятельностью, и вскоре был сделан вывод, что вреда от отростка больше, чем пользы, и что, по-хорошему, его надо удалять, не дожидаясь аппендицита.
Американцы, в свою очередь, стали удалять аппендикс в младенчестве и в результате получили ряд нежелательных явлений. Во-первых, нарушилась способность к перевариванию материнского молока. Во-вторых, такие дети отставали как в физическом, так и умственном развитии, что связано с нарушением процессов пищеварения и связанного с ним роста и развития. В-третьих, эти бедолаги чаще болели инфекционными заболеваниями. И в-четвертых, у них после кишечных инфекций чаще развивался дисбактериоз.
Американцы быстро это поняли и прекратили заниматься столь радикальной профилактикой аппендицита, набравшись горького опыта. Подобные эксперименты проводились и в Германии в 30-е годы прошлого столетия, и результаты схожи.
На сегодняшний день мы знаем, что аппендикс — орган, выполняющий ряд важных функций. Как говорилось выше, в червеобразном отростке много лимфатической ткани, а, как известно, лимфатическая система играет важную роль в иммунной защите. И именно аппендикс является барьером при воспалительных заболеваниях пищеварительного тракта. Но отсюда следует и его уязвимость — он принимает на себя первый удар. В некотором роде это напоминает функцию небной миндалины. Кстати, некоторые врачи остроумно называют аппендикс «кишечной миндалиной».
Недавно американцы, компенсируя свой неудачный опыт, доказали еще одну функцию червеобразного отростка. Исследователи Медицинской Школы Университета Дьюка установили, что червеобразный отросток — это некое хранилище для бактерий. Так в чем же тут дело?
Ни для кого, наверное, не секрет, что в норме в кишечнике человека обитает огромное количество бактерий, которые участвуют в пищеварении и защищают организм от «чужих» болезнетворных микроорганизмов. Между человеком и, как принято говорить в широких кругах, «полезными бактериями», устанавливается взаимовыгодное существование — симбиоз. Мы даем бактериям дом и пищу, а они помогают ее переваривать и защищают от «врагов». Но в случае слабого иммунитета они и сами могут стать «врагами».
Тут и пригождается барьерная функция аппендикса. При кишечных инфекциях, сопровождающихся диареей, содержимое кишечника вместе с нашими бактериями-симбионтами покидает наш организм не очень приятным способом. Но часть бактерий остается в червеобразном отростке и может дать начало новой популяции. Если же аппендикса нет, то после перенесенной инфекции развивается дисбактериоз, который и встречался столь часто у детей с удаленным в младенчестве отростком.
Изучение аппендикса продолжается, и, возможно, вскоре нам станут известны другие его функции. Но уже сейчас можно сказать, что без причины аппендикс удалять не стоит, он еще пригодится. Вероятно, у кого-то возникнет другой вопрос: а может, вообще его не нужно удалять, даже при воспалении?
Все же при остром аппендиците операция необходима, т.к. риск и тяжесть осложнений намного опаснее тех явлений, которые будут после операции. Тем более, чаще заболевают люди от 10 до 30 лет, у которых иммунная система лучше, чем у тех младенцев из Америки и Германии. Так что при остром аппендиците срочно обращайтесь в больницу!