Обилие парфюмерной продукции в наших магазинах, салонах, на лотках и прилавках всякого пошиба — ошеломляюще. С невольной ностальгией вспоминаются советские годы, когда имелись духи «Красная Москва», «Красный мак», «Дзинтарс» и, может, еще пара-тройка названий. Одеколоны также успокаивали воображение своим не-разнообразием — «Тройной», «Шипр», «Гвоздика» и тому подобное.
Выбери себе запах (и ни в чем себя не ограничивай) и пользуйся им хоть всю жизнь, слава Богу, стандартизация в советские времена действовала: запах, созданный в давние послевоенные, не изменялся вплоть до перестройки. В те времена с умилением читались статьи о научно-техническом прогрессе в журнале «Наука и жизнь» — ну и что, что новости те были возрастом в несколько десятков лет, в нашей стране и такого отродясь не видывали…
Сейчас у нас — «рыночная» эпоха. Иными словами, применительно к ситуации — каждый «самовыражается», как умеет. Ассортимент в торговых точках подсчету не поддается, вплоть до того, что появляются десятки вариантов парфюмерии с одним и тем же названием. Разве могли вы когда-нибудь предположить, что, к примеру, пятая «шинель» бывает французская, голландская, польская и так далее… Оказывается, бывает. Искушенный — и даже обычный человек — без труда ощутит разницу между ними. Другое дело, что ему, потребителю, понравится — оригинал, откровенная подделка, разлитая в подворотне, или лицензионная копия.
К слову сказать, тенденции Евросоюза в парфюмерной промышленности не радуют любителей ароматов. Очень скоро (если этого уже не случилось) будут запрещены
Каждый год на рынке появляется несколько десятков, а то и сотен наименований — настоящей качественной парфюмерии. О «клопоморах», продаваемых в дешевых супермаркетах, мы речь не ведем.
Несмотря на огромные усилия мастеров-парфюмеров, на затраты денег, времени и сил, вовсе не каждый аромат останется на рынке надолго, лишь единицы проживут больше, чем два-три года, и только избранные шедевры приобретут народное признание (к примеру, пятая «Шанель», «Фиджи», «Опиум» и так далее).
Большинство потребителей подвержены определенным стереотипам в выборе парфюмерии. Один из наиболее распространенных — «лучшие духи делаются во Франции». Иначе говоря, довольно написать на флаконе «сделано в Франции», и успех у обывателя обеспечен.
Действительно, мировой центр парфюмерной культуры — Франция. Здесь создавались и создаются культовые ароматы, благоухающие в течение поколений.
Но производство духов во Франции — вовсе не самое массовое в мире. После разработки аромата (если, конечно, все получилось как следует и запах пошел в «производство») фирма-разработчик эксплуатирует его некоторое время — обычно пару-тройку сезонов, после чего-либо продает кому-нибудь лицензию, либо начинает серийный тираж при помощи дочерних фирм-производителей.
И не надо возмущаться! Разве не так же поступают производители бытовой электроники, автомобилей, сотовых телефонов — да мало ли еще чего. Посудите сами, если разработчик будет заниматься массовым производством — да у него ни времени, ни сил, ни желания ни на что другое не останется! А так — «сливки» с нового наименования сняты, а удовлетворением публики пусть займется кто-нибудь другой. Разработчик будет получать лицензионные отчисления и творить новые шедевры. Разделение труда, понимаешь…
Цеха, производящие парфюмерию, есть в странах Европы, на Ближнем Востоке, в Египте. Правда, как признают и сами специалисты, чем дальше от Франции расположено производство, тем хуже качество. Так вот, основная масса «французских» духов, продаваемых у нас — именно такова (повторяю, мы не рассматриваем жидкости неясного происхождения, парфюмерией вовсе не являющиеся, а, скорее, относимые к клопоморам или, быть может, к химическому оружию…). Найти оригинальные продукты, сделанные во Франции (пускай даже не разработчиком, а — просто во Франции), в Англии, даже в США, возможно только в крупных, фешенебельных и дорогих магазинах и бутиках.
Другой стереотип — реклама. Воздействие рекламы на умы населения — отдельная и очень большая тема, поэтому остановимся, как говорили когда-то, «коротЕнько».
Очевидно, что невозможно передать запах как в печатной продукции, так и по телику — тем более по радио. Рекламируют стиль, характер — так, как его понял создатель рекламы, — фирму-производителя или разработчика. Реклама рекомендует нам образ, который кто-то решил связать с этими духами. Непонятно? Да куда уж яснее. Вспомните ролик — дива шагает через анфиладу комнат, на ходу раздеваясь и, в конце концов, оставаясь вовсе голышом. Или известный дезодорант — в ролике употребивший его парень становится до того соблазнительным, что превращается в шоколадку, и бессовестные поклонницы откусывают от него кусочки…
Зачастую реклама имеет очень мало общего с действительным продуктом. По поводу одного модного молодежного напитка было замечено: уникальная рекламная кампания позволила сделать дешевое, по сути, пойло одним из популярнейших брендов в своей категории.
В мире рекламы — как и во многих других сферах, — главенствуют деньги. Наиболее красивая, доходчивая (навязчивая) реклама не у того продукта, который лучше всех, а у того, за который больше заплатили. Более того, я заметил антитенденцию: чем дряннее товар, тем более навязчивая и агрессивная у него реклама.
Вывод: выбор товаров только по рекламе, особенно таких товаров, как парфюмерия — совершенно ненадежное предприятие, если, конечно, вы хотите выбрать парфюмерию, а не красивый флакончик или цветную коробочку.
Следующий способ — выбирать согласно «описаниям» духов. Вы ведь встречали такие вещи, да в любом женском журнальчике есть: «Вы родились в морковкино заговенье? Тогда ваш камень — булыжник, ваш цвет — серо-буро-малиновый, а ваш запах — болотный или затхлый»
Почитать такие (как правильно: статейки, заметки? Черт его знает!) записи бывает занятно, редко — забавно, и никогда вы не получите из них пользы. Настоящие астрологи, к примеру, знают, что разбиение людей на двенадцать групп и предложение каждой группе «гороскопа на день» — полная профанация и шарлатанство, на самом деле все обстоит намного-намного сложнее. Имейте в виду, настоящие астрологи по телику не выступают и прогнозы в газетах не печатают.
Точно так же — «этот аромат предназначен для натур энергичных и деятельных». Послушайте, я уверен, что даже Манилов считал себя деловой натурой. Или — «запах обаятельной, желанной женщины». Вы знакомы с женщиной, считающей себя не-обаятельной и не-желанной? Да еще чтобы публично в этом призналась? Не смешите меня.
Некоторые фирмы-распространители в виде дополнительного сервиса предлагают «описания» духов. В таком случае вы получаете описание образа, который, по мнению составителя, должен был бы подходить этим духам. Как правило, этот образ получается из впечатлений самого составителя от аромата или со слов дегустатора. Иными словами, все это лишь субъективное мнение какого-то человека, пусть даже и считающего себя специалистом, и это мнение может совершенно не совпадать с вашим. Пользы от подобных описаний ненамного больше, чем от «астрологических» рекомендаций, разве что для вашего успокоения: выбрали вы себе «аромат энергичной бизнес-вумен» — и что с того, что сидите домохозяйкой уже четверть века? Заявишь где-нибудь в гостях, что вот такие духи — и на душе приятно, и, опять же, разговор поддержать…
Иногда можно встретить рекомендации — читать состав духов, и уже из списка компонентов делать вывод. Интересно, что вы скажете о вкусе, консистенции и внешнем виде блюда, зная, что в его состав входят мука, яйца, молоко и масло? Блины? Оладьи? Сдобные пирожки? Согласно подобным рекомендациям, это все — одно и то же… К тому же, признайтесь, вы знаете, как пахнет иланг-иланг? А в сочетании с мускусом и древесным мхом?
Так что и этот «способ» превращается в пустые сотрясения воздусей.
Как же найти духи, подходящие для себя? Как не продешевить, не попасться на удочку бессовестных рекламщиков и не выкинуть деньги на дрянь? Об этом — в следующий раз…