Например, темы: «Взаимоотношения больного и врача», или «Почему так все плохо в нашей медицине?» уже не актуальны. Некоторые люди давно перестали посещать медицинские заведения, так как реальной помощи практически никакой, а иногда от долгого просиживания в очередях на прием к доктору, в душевной компании с больным людом, можно прихватить и себе какую-либо болячку.
Естественно, что это неестественно, когда врач уклоняется от оказания помощи больному, потому что у того нет денег, ведь профессия врача связана с жизнью и здоровьем людей, но такой феномен в медучреждениях встречается все чаще. С развитием новых общественно-экономических отношений, коммерция пришла и в медицину, обнажая свои уродливые формы в отношениях между малооплачиваемым медицинским персоналом и малоимущим населением.
Но и здесь не все так просто. Отношения между людьми (т.е. врачами и больными) всегда носили неоднозначный характер, и редко кто в этом деле мог похвастаться выдающимися успехами. Чувство собственной важности (о котором мы, наверняка, даже и не подозреваем) часто нам говорит: «Ладно, это Я, МНЕ можно, а вот они должны и обязаны (например, врачи) они ведь за это еще и деньги получают».
Часто, при первых же симптомах заболевания мы отправляемся за помощью к врачу… А здесь нас, как стало уже обычным явлением, никто не ждет. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди в белых халатах с нескрываемым раздражением и неуважением, а иногда и с цинизмом относятся к больным.
Конечно не все, среди врачей очень много порядочных и преданных своей профессии людей, но как гласит мудрая пословица: «Ложка дегтя бочку меда испортит». Да, тут же на память приходит и другая не менее мудрая и не менее народная пословица: «Насильно мил не будешь». Поэтому не нужно искать у врачей взаимной любви со стороны больных, а врачам, ну если уж им так трудно быть душевными, нужно хотя бы просто выполнять свои профессиональные обязанности.
Впрочем, рассказ не об этом, хотелось бы узнать у такого специалиста, зачем он выбрал такую неспокойную и сложную профессию, и как замечают, и очень резонно, в таких случаях ехидные посетители: «А еще клятву давал».
Давайте вспомним, о чем же написано в этой клятве:
«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря, их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".
Да, прочитав такое, несведущему обывателю так и хочется заключить в свои объятия, новоиспеченного эскулапа, в надежде, что все так и будет — бедный больной, которого ждет, не дождется душевный и любящий врач, чтобы жертвуя своим временем и личной жизнью оказать ему необходимую помощь.
Наивно, конечно так думать, ведь врач такой же человек, как и все мы, со своими проблемами и даже болезнями, и тоже хочет к себе уважительного отношения, ласки и любви, не говоря уже о зарплате, о которой стыдно кому-то сказать. Многие хорошие специалисты уже давно либо уехали за границу в поисках счастья, либо сменили белый халат на робу грузчика…
Да и клятва Гиппократа давно стала формальностью, как дань традиции. К тому же, клятву Гиппократа в чистом виде (кстати, по одной из версий, перу Гиппократа она на самом деле не принадлежит) не дает ни один врач. Например, как объяснил в одном из интервью профессор Донецкого ГМУ Павел Кравцов, текст древнегреческого врача Гиппократа отчасти лег в основу «клятвы советского врача», а также — «клятви лікаря», которую дают украинские врачи. Но тексты совершенно разные. По-другому клятву еще называют кодексом профессиональной этики, где изложены принципы, придерживаться которых обязуется каждый будущий врач.
Но какая разница, какую клятву дают выпускники медицинских вузов, главное, чтобы они после этого просто элементарно выполняли свои профессиональные обязанности. В художественной литературе и кинофильмах часто встречаются эпизоды, когда врач независимо от своих убеждений помогает больному или раненому врагу, лишь потому, что врачебная этика не позволяет ему поступить иначе. Но, это в кино, а в жизни все бывает по-другому, для многих врачей их профессия является просто работой, которая позволяет им существовать.
Правительство уже давно отвернулось от проблем медиков и их социального положения. Кому хочется «напрягаться» за низкую зарплату и полное равнодушие к его проблемам?