Вред таким поведением «Мюнхгаузены» причиняют в основном сами себе — ведь это их тела подвергаются операциям, нашпиговываются лекарственными препаратами — и все ради повышенного внимания к своей персоне.
Хотя, конечно, врачам тоже несладко от таких пациентов, специфика которых стоит в том, что они:
а) никогда не выздоравливают;
б) при попытке медиков их образумить и отговорить от ненужного лечения строчат жалобы «в инстанции», жалуясь на некомпетентность своих лечащих врачей.
Однако в современном «детоцентристском» обществе, когда в развитых странах здоровью детей уделяется внимание еще более интенсивное, чем здоровью взрослых пациентов, появился чудовищный «синдром Мюнхгаузена-родителя».
Суть его в том, что одержимые страстью к ощущению собственной значимости и одновременно маниакально зацикленные на лечении люди начинают сознательно манипулировать здоровьем своего ребенка. В особенности это касается малышей, которые еще не умеют сами рассказать об истинном положении вещей. В «варианте-лайт» это бывают рассказы о том, что ребенок «упал и теперь его мучают головные боли» (или он не спит, кричит во сне или еще нечто такое, что проверить достаточно сложно, требует времени и специальных исследований).
Однако случаются и более трагичные сценарии: у малышей (порой грудных) в желудке, к примеру, находят инородные предметы — пуговицы, монеты, бусинки, винты, гайки (список можно продолжать до бесконечности), обнаруживаются порезы, вывихи, переломы, ожоги и другие повреждения, требующие немедленного медицинского вмешательства.
Естественно, врачи стараются, производя все необходимые медицинские манипуляции. Стараются и родители — все свои силы они бросают на выхаживание и поддержку своих больных детишек, проявляя при этом порой чудеса самоотверженности и собирая массу похвал и восхищений в стиле: «вот это Мать!» (а чаще всего это именно матери — хотя подробнее на вопросе личности «родителей-Мюнхгаузенов» мы остановимся дальше).
Собственно, в этом ведь и заключен весь смысл происходящего — добиться все того же сверх-внимания, восхищения, эмоциональной подпитки, но не путем самоповреждения, а, так сказать, через ребенка.
Единичные случаи такого поведения у родителей, увы, очень редко можно распознать и идентифицировать как психическое расстройство (разве что в самых уж нелепых и вопиющих случаях), однако единичными они бывают редко. Собственно, так они и «вычисляются»: несмотря на то, что мать кажется очень заботливой, ласково выхаживает малыша и кажется образцом для подражания, болеет и калечится он у нее при странных обстоятельствах регулярно. Причем врачи каждый раз разводят руками по поводу необъяснимости случаев… Однако достаточно такого ребенка на длительное время изолировать от «сврехзаботливой» родительницы, как симптоматика мнимого заболевания мгновенно исчезает — ведь некому больше поддерживать легенду, провоцировать несчастные случаи и имитировать симптомы.
Почему же возникает столь чудовищное поведение? Что лежит в основе подобных расстройств психики?
Как правило, это свойственная и «классическим Мюнхгаузенам» гиперпотребность во внимании, в одобрении, в признании заслуг. Поскольку женщины намного эмоциональнее мужчин, то такое расстройство намного чаще настигает именно их. Как правило, такая мама получает мало внимания от мужа, родственников, слабо задействована в жизни социума, поэтому таким вот образом «самореализуется».
Однако есть и дополнительные факторы — ведь не каждая же мать-одиночка с ограниченным кругом общения превращается в мучительницу своих детей с целью полечить их с маниакальной страстью. Как правило, существует целый комплекс причин, провоцирующих такое психическое расстройство, причем чем больше их «сойдется в одном букете», тем выше вероятность формирования такого вот патологического поведения.
Это и перенесенное в детском возрасте серьезное заболевание с многочисленными и порой болезненными манипуляциями и процедурами, и ненависть к медицине и медикам, и наличие «в анамнезе» разорванных и неудачных близких отношений с врачами, и даже, что парадоксально, опыт работы в медучреждениях в качестве младшего персонала. Кроме того, практически всегда выявляются состояния эмоциональной зависимости от кого-либо из близких — мужа, собственных родителей, сестер-братьев. Собственно, все эти сложно задуманные и организованные спектакли «Мюнхгаузены» устраивают отчасти для них и только потом — для себя…
Однако, как бы там ни было, такие случаи требуют обязательного распознавания, поскольку последствия отнюдь нешуточны: до трети маленьких жертв подобного поведения родителей гибнут и еще до 10% получают тяжелые увечья или непоправимые последствия для организма на всю жизнь.
Для этого тщательно анализировать все несчастные случаи с малышами, особенно неоднократные и происходящие вроде бы вопреки законам логики, должны и врачи, и члены семьи. И если быть внимательными и неравнодушными — можно предотвратить непоправимое.