Биодобавки: как проверить подлинность? Часть 2

Реклама

Как всякая продукция, пользующаяся спросом, биодобавки могут быть подделкой, могут иметь низкое качество из-за нарушения технологии, некачественного сырья, истечения срока годности, неправильного хранения и транспортировки.

Теперь давайте разберемся, как проверить, что это действительно легальная продукция?

Смотрим этикетку!

С июня 2004 года биологически активные добавки к пище регистрируются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) с выдачей свидетельств о государственной регистрации.

Внимательно изучите этикетку или упаковку (потребительскую, вторичную упаковку, инструкцию к применению, вкладыш и т. д.

Реклама
). На ней обязательно должны быть:

— наименование БАД;
— состав с указанием ингредиентов в порядке убывания весового или процентного содержания;
— область применения — потребительские свойства;
— сведения о противопоказаниях;
— надпись «не является лекарством»;
— дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;
— условия хранения;
— информация о государственной регистрации с указанием номера и даты;
— место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.

На этикетке не допускается использование термина «экологически чистый продукт»

Реклама
и других терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования.

Если у вас есть копия санитарно-эпидемиологического заключения, регистрационного удостоверения или свидетельства о государственной регистрации, данные на упаковке и в этих документах должны полностью совпадать.

Фармконтроль — все о разрешенных в России БАД и фальсификатах

Если Вы сомневаетесь в подлинности каких-либо биологически активных добавок, вы можете воспользоваться Информационной службой «ФАРМКОНТРОЛЬ». Эта служба ведет реестры всех разрешенных в России БАД и фальсифицированных препаратов.

Заходите на сайт «ФАРМКОНТРОЛЬ» в раздел «БАДы» (http://www.pharmcontrol.ru), выбираете Реестр продукции в зависимости от того, какая буква стоит в номере документа к конкретному БАД: возможные варианты «Б», «У», «П» или «Д».

Реклама

Например, если указан регистрационный номер 77.9923.3.У.8779.11.07, выбираем раздел «У». Вводите регистрационный номер и узнаете, какой БАД ему соответствует. Отличий в данных из Реестра и данных с упаковки быть не должно.

Роспотребнадзор — «око государево»

В России за оборотом БАД следит Роспотребнадзор. Если какие-то биодобавки изъяты из обращения, это всегда можно отследить по документам, опубликованным на официальном сайте Роспотребнадзора (http://www.rospotrebnadzor.ru).

Например, в июле 2008 года Приказом № 252 Роспотребнадзора на российском рынке был запрещен целый список биологически активных добавок. Но нужно заметить, что не всегда аннулирование госрегистрации связано с низким качеством. Причиной может быть просто окончание срока действия регистрации.

Реклама

О запрете тех или иных БАД в конкретном субъекте РФ можно узнать на сайтах региональных управлений Роспотребнадзора — www.rospotrebnadzor.ru/federal_service/structure/subject. Советую посещать такие сайты почаще — узнаете много нового о том, какие товары опасно приобретать именно в вашем регионе. Не собирайте слухи и сплетни, не читайте «жареные» новости и «страшилки» в СМИ про БАДы — читайте первоисточники!

Аптека — только посредник

Аптека сама не может проверить подлинность всей продукции, поступающей от оптовиков. Этим занимаются Центры сертификации и контроля лекарственных средств.

Но, как сказала мне одна бывшая сотрудница такого Центра, они сами не производят отбор для контроля из партии, а проверяют только то, что предоставили коммерсанты. Поэтому фактически можно гарантировать, что

Реклама
проверке подвергается не более 10% лекарственных средств, поступающих в аптеки.

Если по статистике ВОЗ на мировом рынке лекарственных средств примерно 15% подделок, то в России этот показатель значительно выше — 50−65%.

Кроме того, стоимость продаваемого в аптеке препарата включает расходы аптеки как коммерческого предприятия, составляющие до 35−40% от себестоимости препарата. И конечно, покупая продукцию в аптеке, мы оплачиваем расходы крупных, средних и мелких оптовиков-посредников.

Зачем нужны млм-компании? Сократить цепочку посредников!

Многие серьезные производители распространяют свою продукцию только через собственную потребительскую сеть постоянных покупателей.

Реклама
Это исключает участие посредников и «вброс» подделок. Такой способ распространения называется сетевым маркетингом, или MLM.

Смотрим Справочник-2008 «Сетевой маркетинг и прямые продажи», включающий все официально работающие на территории России mlm-компании, я их там насчитала 110, причем большинство — российские.

Потратив один раз немного времени, чтобы оформить контракт с сетевой компанией, вы получаете дисконтную карту, так же как в сети магазинов Икеа, Иль дэ боте или крупных магазинах бытовой техники. Дисконтная карта дает вам право самостоятельно приобретать продукцию со скидкой в представительствах и магазинах-складах компании.

Что это дает? Вы максимально застрахованы от подделок

Реклама
, некачественного или просроченного товара и переплаты при покупке по «стихийным» розничным ценам. Если что-то не так, вы можете вернуть или поменять продукцию.

Все официально работающие серьезные сетевые компании очень дорожат своей репутацией, и сами контролируют соблюдение всех требований на всех этапах производства, транспортировки, хранения и реализации своей продукции. Их потребительская сеть — это большие Клубы постоянных покупателей, которых они не могут разочаровать. Потеря доверия означает только одно — потерю рынка.

Почему с низким качеством БАД в России никто всерьез не борется?

Как уже говорилось, у Роспотребнадзора нет ресурсов. А у Минздрава есть проблемы поважнее, например, качество лекарств. Известно, что

Реклама
25% случаев госпитализации в мире — следствие неправильного приема лекарств. Это не говоря уже о проблеме фальсифицированных лекарственных средств.

Поэтому все уповают, что рынок сам все расставит на свои места. Хотя специалисты по проблемам качества, знают, что чтобы не пришлось тратить сумасшедшие деньги на контроль за уже произведенным браком и фальсификатом, нужно просто… его не производить.

Именно так организовано производство в Японии, лидера применения системы Total Quality Management. Это сразу и ответ на вопрос, почему 90% японцев употребляет БАДы? Да потому, что они употребляют только свои японские биодобавки, в качестве которых абсолютно уверены.

Может быть, когда-нибудь это будет и в России, и у нас тоже будут и качественные биодобавки, и не только они, а может даже отечественные автомобили не хуже японских. Но уже это из области мечты!

Тем не менее, по данным «Обзоров рынка БАД», опубликованным на сайте «Фармконтроль», спрос на биодобавки неуклонно растет. Почему? Потому что все-таки 10% продукции, предлагаемой на рынке, действительно является эффективной и качественной и реально помогает сохранить или восстановить здоровье.

Реклама