По данным ВОЗ на нашей планете туберкулезом ежегодно заболевает около 8 млн. человек, около 3 млн. погибает. В России, лишь по официальной статистике, за последние 10 лет вдвое увеличилось число заболевших этой болезнью, причем подавляющее большинство приходится на его легочную форму. В немалой степени распространению болезни способствует ухудшение социальных условий жизни населения. Не секрет, что в России особенно велика
Мне лично пришлось столкнуться с этой болезнью дважды в жизни. И я склонна полагать, что немалую роль при этом сыграл фактор наследственности. Мой дед по маминой линии умер от скоротечной чахотки, как тогда называли туберкулез легких, задолго до моего рождения, в 1933 году. Бабушка умерла от этой же болезни, когда мне было 7 лет, в 1947 году. В детской памяти сохранились слова врача, лечившего бабушку, сказанные маме при визите, чтоб она оберегала нас с сестрой и не разрешала быть рядом с бабушкой. Ни мама, ни ее две младшие сестры не подверглись атаке «палочки Коха». А из восьми маминых детей болезнь, правда, в начальной форме, проявилась у меня и младшего брата, с разницей более чем в 10 лет, хотя мы жили в совершенно разных регионах. Рассказать же я хочу не о болезни, а о том, как чудодейственный напиток
Болезнь обнаружили случайно, при ежегодном профилактическом осмотре, когда сделали флюорографию. Никаких настораживающих симптомов у меня не было, разве что иногда кружилась голова при небольших физических нагрузках. Я была молода, только отработала первый год после университета. Потому слова врача, что у меня не все в норме с легкими и нужно дополнительное обследование в противотуберкулезном диспансере (ПТД), было как гром среди ясного неба. В диспансере врачи сделали заключение, что есть затемнение верхушки легкого, необходимо длительное лечение в стационаре, а у меня на руках двухлетний сын и муж в море, в длительном рейсе. Договорилась с врачом, что некоторое время буду делать уколы (3 раза в день) дома или в ближайшей поликлинике, и таблетки регулярно принимать. Про душевные переживания лучше не вспоминать! Спустя два месяца отвезла сына родителям на север. А когда пришла в диспансер, врач предложила мне вместо стационара поехать в туберкулезный санаторий в Башкирию, в поселок Шафраново, где лечат кумысом. Что такое кумыс, я тогда знала мало.
В конце декабря 1963 года прибыла я в маленький башкирский поселок Шафраново. Санаторий имел два отделения — легочное и урологическое, располагавшиеся довольно далеко друг от друга, в которых одновременно находились на лечении от 400 до 460 человек. Бытовые условия были не особо комфортные — несколько деревянных одно-двухэтажных корпусов с палатами на 6−8 человек (без душа и с туалетами в конце коридора), лечебные корпуса, клуб, столовая, баня. Лечебные корпуса были оснащены хорошо по тем временам, было и хирургическое отделение, где делали поддувания легких и даже операции. Работа и отношение к больным медиков — врачей, медсестёр, и всего обслуживающего персонала было просто замечательное, внимательное, доброе, с лихвой компенсировало бытовые неудобства. И самое главное, при санатории было большое подсобное хозяйство с конефермой и цехом по производству кумыса, который производили исключительно из кобыльего молока.
Санаторий «Шафраново», как рассказали нам во время ознакомительной экскурсии, был организован Ольгой Викторовной Шафрановой, женой тайного советника, в мае 1882 года, как частная кумысолечебница. За летний сезон услугами этой лечебницы могли воспользоваться человек 60. После революции, в 1919 году на базе этой кумысолечебницы был создан санаторий на 360 коек. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь. А с 1960 года, когда открыли урологическое отделение, санаторий стал общесоюзной здравницей. В настоящее время это санаторий федерального значения, работающий круглый год, располагающий прекрасными медицинскими кадрами и мощной лечебной базой.
Вскоре после прибытия в санаторий и начала лечения медикаментами, без чего, как считают врачи, излечить туберкулез нельзя, у меня проявилась сильнейшая аллергия на противотуберкулезные таблетки, то ли на фтивазид, то ли на ПАСК (натрия пара-аминосалицилат), уже не помню. Таблетки все отменили сразу же, оставив только уколы стрептомицина и кумыс. Врач сказала, что кумыс — очень мощное лечебное средство, и порой оно способно погасить болезнь без таблеток. Главное — соблюдать режим, пить его регулярно.
Лечебные свойства кумыса известны давно. Кумыс — это изобретение кочевых племен, один из самых древних напитков, известных на земле. Еще Геродот в 5 веке до новой эры отмечал, что кумыс, изготовляемый из кобыльего молока, является основным элементом гостеприимства у скифов. О благотворном влиянии его на организм человека упоминается в рассказах путешественников, историков, писателей, в трудах и исторических документах с древнейших времен. О кумысе писал венецианский путешественник XIII века Марко Поло: «Напитком им (татарам) служит кобылье молоко, приготовленное таким образом, что можно принять за белое вино. Это очень хороший напиток. Они называют его «кемыз». А известный нам как создатель «Толкового словаря великорусского языка», Владимир Иванович Даль, хирург и «вторая хирургическая перчатка» России, член-корреспондент Российской Академии наук, в 1843 году написал о кумысе, или как его тогда называли «кумызе»: «…напиток этот, как пища и как врачебное свойство, стоит того, чтоб с ним ближе познакомиться…».
До второй половины ХIХ века способы приготовления кумыса держались в секрете, передавались в семьях по наследству. И было непросто получить сведения о технологии его изготовления. Но слава о его целительных свойствах росла, и в башкирские и оренбургские степи ехало много больных, хотя там еще не было никаких лечебниц, и приходилось порой ютиться в палатках или юртах. В 1858 году доктор Нестор Васильевич Постников открыл недалеко от Самары свою первую кумысолечебницу на сто больных и вел регулярные наблюдения о результатах лечения. Н. Постникова считают основоположником научно обоснованного кумысолечения, он в трех словах определил главные свойства кумыса: «nutrit, roborat, etalterat» — «питает, укрепляет, обновляет». На кумысолечение к нему приезжали Лев Толстой и Антон Чехов. Вскоре многие врачи стали признавать кумыс наилучшим из всех тогда известных средств против туберкулеза.
Очень помог кумыс и моему излечению. Я пила его три с половиной месяца, и вернулась домой практически здоровой. И хотя еще ряд лет меня наблюдали в тубдиспансере, как говорят, держали на учете, но болезнь ушла.
Во второй части я продолжу рассказ о кумысе и кумысолечении.