Однако всё не так просто. Если вы разбили в квартире обычный медицинский градусник, то смертельной опасности нет. Бежать прочь из квартиры и немедленно звонить в службу спасения вовсе не обязательно. Сама по себе ртуть не опасна, ядовиты её пары.
При длительном пребывании в помещении, в котором концентрация паров ртути превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК), поражается центральная нервная система. Первыми признаками являются повышенная утомляемость, общая слабость, апатия, головные боли, головокружение. Затем может развиться дрожание пальцев рук, век, губ — так называемый «ртутный тремор», наблюдается изменение вкусовых ощущений (металлический привкус), слёзотечение, изменение цвета мочи и диарея.
А теперь давайте посчитаем. Если комната, где разбился градусник, имеет площадь 20 квадратных метров, то при высоте 3 метра её объём составит 60 кубических метров. В медицинском градуснике примерно 4 грамма металлической ртути. Предположим, большую её часть вам удалось собрать с пола на полоску бумаги, затем поместить в стеклянную баночку, а банку закрыть. (А можно было воспользоваться кисточкой и бумажным конвертом.) Но весьма вероятно, что несколько микроскопических шариков ртути вы не заметили и не собрали.
Эти полграмма ртути мгновенно не испарятся. Однако посчитаем на наихудший случай, как если бы малюсенькие шарики (в сумме 500 мг) закатились под батарею и довольно быстро превратились в пары ртути. Тогда в герметично закрытой комнате (60 куб. м) концентрация составит 8,3 мг/куб.м. При этом ПДК для жилых помещений составляет 0,0003 мг/куб.м. Разница колоссальная!
Впрочем, не всё так печально. Во-первых, в вашей квартире существует вентиляция, к тому же вы, наверняка, регулярно проветриваете комнату. Во-вторых, ртуть не испаряется мгновенно; ну, и не сидите же вы в этой комнате круглосуточно?! Да и сами ПДК рассчитываются с некоторым запасом.
С другой стороны, дополнительные меры по предотвращению испарения ртути предпринять не мешает. По-научному эти меры называются демеркуризацией. Различают механическую и химическую демеркуризацию.
Для сбора пролитой ртути не стоит использовать метлу, швабру или пылесос, если только вы не намерены сдать его в утилизацию. Лучше воспользоваться медицинской резиновой грушей (спринцовкой). И не забудьте надеть перчатки.
Что же касается химических способов, то в домашних условиях в качестве демеркуризатора можно использовать 0,2%-й раствор марганцовокислого калия: аптечный пузырек марганцовки (2 грамма) надо растворить в 1 литре воды. Процедуру нанесения раствора перманганата калия следует повторить несколько раз, а в промежутках произвести гигиеническую помывку мыльно-содовым раствором (по 50 граммов мыла и соды на 1 литр воды).
Заражённые поверхности можно обработать парами или раствором йода. Йод, взаимодействуя с ртутью, образует нелетучие йодиды ртути.
Ещё можно воспользоваться порошком серы (если вам удастся его приобрести). Ртуть вступает с серой в химическую реакцию и превращается в сульфид ртути HgS — нелетучий и, следовательно, неопасный.
Обработку пола и других заражённых поверхностей необходимо проводить многократно, поэтому качественная демеркуризация занимает несколько дней.
Собранную ртуть следует сдавать в специализированные предприятия, которые занимаются утилизацией ртутьсодержащих отходов, или на соответствующий пункт МЧС. К сожалению, мало кто это делает; почему-то предпочтение отдают мусорному баку, мусоропроводу, канализации или, как поступают наиболее радикальные граждане, открытому окну. Между прочим — зря! Выброшенные за окно шарики ртути могут приземлиться на вашу машину, либо на дворовую беседку, где вы так любите играть в домино. Лучше не рисковать.
* * *
Соединения ртути встречаются в различных устройствах, например в люминесцентных лампах и некоторых типах тонометров, да и ртутные градусники всё ещё в ходу. Так что будьте осторожны, и да здравствуют электронные термометры и тонометры, не содержащие ртуть!