Не было бы счастья, да чужое горе помогло. Низко поклонюсь нашему домашнему педиатру доктору Коппаловой. И детям головушки моим земно пригну в поклоне. Фамилия нерусской чудится? Так и есть — ингерманландка она была. Такая финская народность заселяла пригороды Питера — так нам, с куском оттяпанной Финляндии, и отошли эти люди. Ну, и конечно, за 2 «п» в фамилии ее и по 58-й прим на 15 лет. Потом по рогам десятку. Потом, известно, амнистия. Вот человек ведь! Восстановилась в медицинском, откуда была отправлена на лесоповал, закончила и вышла скромным участковым педиатром. Ах, какой диагност, ах, как сначала маме фитиль психологический ведала, как вставить, чтоб не психовала, а потом на лечение ее настраивала! Да уж нет таких теперь, а те далече…
А в лагере, как медик-недоучка, работала она в больничке на подхвате у зечки-старухи. Та, как говорили, ведала. Ведунья, стало быть? Нет, врач от Природы-матери. Лечить было нечем, женщинам лесоповала годами никогда и нигде было не высушить до сухости ни бушлатик, ни сапожищи. Но зона не чихала и не кашляла. Хозяева и кумы в отличниках перевоспитания ходили: план выполнялся на ура. Секрет? Хорошо забытое старое. И очень подручное: то, что и на зоне достать можно.
С чем в лагерях и в тайге разлюли-малина, так это с водой. Мампапы, сразу говорю: всякому свой разум и выбор — или быстрого доктора слушаться, которому нужно загнать кашель-чих вовнутрь организма, или последовать этим рекомендациям. В любом случае, я бы сначала обсудила альтернативу с доктором: нет ли противопоказаний против народных способов, нет ли угрожающего риска. Но это я так, с другими на воду дую. Для меня этих вопросов не вставало, когда первую же сливную пневмонию я вылечила у ребенка за ночь. А на другой день они все искали, кто же это чужой снимок легких подсунул здоровому ребенку.
Вода. 2 банных полотенца, одно обычное для рук, меда баночка (вот чего на зоне не было, так не было, но и на одной голимой воде работает!), куча косыночек. Клочок ваты, пропитанный валерьянкой, в изголовье кроватки. И терпение, мампапы, терпение. Не затрагивая область сердца, густо смажьте грудку и спинку ребенка медом в ванной ли комнате, в бане ли. Наберите горячей воды такой температуры, чтобы вы были в состоянии намочить и очень быстро отжать малое полотенце. Приложите его к тыльной стороне предплечья — если вам терпимо, дайте небольшую фору ребенку. Теперь быстро закутываем лёлика-болёлика на манер шали (ручки поверху), избегая области сердечка. Очень быстро закутываем (уже с ручками) двумя банными полотенцами. Сухую косыночку на головку. И терпение, терпение. Сейчас бейби, бедняга, вам покажет! Мало не будет. Не поддавайтесь.
Сядьте с ребенком на кроватке, приготовьтесь с часок держать ребенка крепко на руках — будет извиваться и орать. Через минут 5 начнется обильное потоотделение с головочки. Не давайте промокнуть — быстренько в сухое. Теперь ребенок уже не орет, а вяло ноет, глазочками мырг-мырг …и засыпает. И, знай себе, потеет. Это кризис пошел!
Приготовьтесь не спать почти до утра. Я, бывало, прилягу рядом и под рукой чутко держу, чтобы не размоталось оно во сне. Теперь посмотрим к утру, что наш маленький? А лобик у него уже не пышет жаром, потеть перестал и пыхтит чистым носиком. Хрипов — ау? Перкустика чистая. Бывало, не добудиться было. Внимание — раздевать в очень теплом помещении! Тело напаренное (ух, сладость какая! Так и кусить хочется!), следов меда в помине нет. Переодели в сухое, слабым яблочным уксусом или просто уксус любой с водичкой фифти-фифти — обтереть тельце, нормальным одеялком прикрыть, и пусть оно себе сопит — перемучался за ночь ребенок. И мампапам тоже поспать не мешает. Отдыхайте спокойно — все уже позади.
Вариант не для зоны, но и там выкручивались женщины — картошечка не ананасы, достать можно было. Это укутывание, как говорится, говорящее — наутро видно, что с картошкой стало и куда пневмония ушла. Вы не поверите, что такого цвета картошка может стать! Пеленочка холщовая складывается так, чтобы укрыть-обернуть тельце как описано выше. Мед по боку, можно детским кремом смазать. Но если мед есть, как говорил один серьезный мульт-герой, то его сразу нет. Kартошку в кожуре отвариваем. Без соли, горячую, толчем ступой энергично. Цигель-цигель, ай-люлю! Именно так — стынет она! Выкладываем на пеленочку равномерно, закрываем свободным краем пеленки, разминаем для ровности и быстренько обворачиваем тельце. Дальше по схеме: 2 банных полотенца, косыночки, валерьяночку в изголовье на ниточке — пусть надышится-успокоится. Полюбоваться на цвет картошки утром не забудьте! Вы не поверите, что это из тельца маленького понавылазило! О, бой!
А вот это точно не для зоны, хотя кто знает — вертухаи все могли достать. Это способ, которым старые деревенские фельдшеры лечили ВСЕ! — артриты, отиты, риниты, чирьи, фурункулезы, маститы, гнойные раны, гланды, ну, уж простудные и легочные — в первую очередь. (Живой «волос"(!) — выводили из тела. А сейчас я читаю, что неизлечимо. Ась?)
Пневмонии — узкая специализация творога. Терпеть не могу молочное, а перед творогом всесильным на колену упаду. Итак, творог: не гонитесь за домашним, базарным — любой пойдет, даже мороженный. Творожок должен быть теплым — подогрейте в духовочке или на батарее, не на сковороде или в микроволновке. Я грела на своем теле — самое полезное! Или так мне ближе к сердцу было? Спросите, когда дети болеют… Хотите, помажьте ребенка медком, хотите — с творогом смешайте: пару горстей меда на кило творога. Творожок помягчает, от рук еще согреется.
Обмажьте тело ребенка этой замазкой, оберните вощенкой (я никогда не использовала полиэтилен. Раньше, даже в то время совков, в аптеках продавалась компрессная бумага. Как сейчас — не ведаю…), двумя банными полотенцами. И терпение на всю ноченьку. Утром, не раскутывая, в горячий душ (тут главное не застудить!). Теперь внимание! Посмотрите на творог — если он приятно желтенький и жидкий на теле, то и не было воспаления легких у маленького. А если было, то вы увидите гнойно-желто-зеленую пятнистую мерзкую субстанцию. А теперь бдите маленького от продувания и ставьте свечку в храме.
Есть более «варварские» способы на ту же тему, когда идешь по принципу: шкура нарастет, а заразу выбью. Это
Кашель детский. Кажется, взял бы, да головой об стенку, когда слышишь эти бронхитные хрипы и видишь, как маленькому плохо. Ни ложки пектусина не дала в жизни, ни одной таблетки. Спасибо доктору Коппаловой, земля ей пухом! Беру тверденькую маленькую черную редечку. Помыла с мундиром, попку отрезала и на блюдечко в тепло. Острой ложечкой вывинчиваю дырку по центру почти до основания. Сколько влезет, заливаю меду хорошего. (А как отличить, я уже сто раз говорила: по капле меда на своей коже проведите химическим карандашом, и если след чернильный останется под каплей — не мед это). Даю ночь постоять эдак под марлечкой. (Эта цапля, чертова кукла, внуча моя, обожает этот допинг — «Laura, hоney? (А морда хитручая — видеть надо подлизона!) Do you still have that sweet remedy?») Правда, штука вкусная обалденно.
Сначала сама утром попробую на центр языка — не печет ли. (Центр языка лучше чует горечь, чем боковые зоны). Если пекуче здорово, медку пару капелек еще и масла оливкового. С чайной ложечки давайте пить в ротик — оно сладенькое и маленький сам знает, сколько отхлебнуть. Если одного глотка ему хватит и он больше не хочет — не заставляйте. Поево это можно давать сколько угодно раз в день, но оно настолько сытно, что не ожидайте от ребенка аппетита. Хорошо все же успеть сунуть в ротик чего-то смягчающего — кашки, бульончику, смеси. Я вообще, когда они хворали, не предлагала еды. Лишнее это — организму не нужно, и силы для другого нужны.
Кто-нибудь, милые, постучите там об деревяшку, плиз? В нашей семье мы забыли вообще о простудах, бронхитах, прочей каке… Как можно назвать болячку болячкой, если я ее в одну ночь бессследно убиваю наповал. Вот когда была статья о прививках против гриппа, мне просто, ну, неудобно что ли, было сказать, что этот товарищ в наш дом не ходок. Стыдно перед гриппующими. А теперь вот раскололась: но пасаран! Угу!
Опять-таки и еще раз на воду подую: я-то своих как облупленных знаю, и вот так лечила и лечу. Да еще и с материнской молитвой на каждый компресс. Да чесночком, да ладан при эпидемиях пожечь люблю — проверено веками. Но это как у кого и как кому. Все-таки, посоветуйтесь со свои доктором. Особенно, если у ребенка есть отклонения от нормы. Мнение полевой медсестры не может быть выше профессионального, но как часто нас профессионалы подводят, а ковчег строили… любители. Здоровья и вам, и детям-внукам, всем близким. Нам бы зиму пережить, а кризис мы уже знаем как, не впервой.
ЗЫ: статья писана в День Благодарения. Свелось все к индюшке. А у меня есть кого благодарить: великого доктора с фамилией Коппалова.