Я знаю, я провела там большую часть своего детства. В моем цирке не было глупых шуток и пьяных артистов. Были постоянные репетиции, сладкая вата и улыбки детей. Так вот мой цирк пах всем этим.
Недавно же я выбирала духи и совершенно случайно купила флакончик с запахом цирка. Этот запах… Он был точно родом из детства. «Dzing!» пахнет ирисками, выпечкой и бурными аплодисментами. Но рассказать я хочу не о цирке, а о нишевых или, как их ещё называют, селективных ароматах. Такие духи не купишь в больших магазинах и не увидишь на столике у лучшей подруги, ведь выпускаются они ограниченным тиражом и не любят чрезмерной рекламы.
Они продают не просто запах, они продают красивую историю, оригинальную идею и радостное воспоминание. Если вам повезет, вы сможете купить духи с запахом реки поутру или слез матери, которая провожает на войну своего сына. Стоит только прикоснуться к миру этих необычных ароматов, и голову закружит не только от запахов, но и от самого факта покупки.
«Поймать» свой аромат не так-то просто. Это может быть случайное открытие или тщательно спланированная охота. Да-да, настоящие ценители нишевой парфюмерии за ней охотятся и её же коллекционируют.
Чего стоят духи с запахом нефти, свежего асфальта или грязного гаража! А духи с запахом денег! Это только говорят, что они не пахнут. Пахнут и ещё как! Ценители селективных духов это знают. Они даже могут отличить запах евро от запаха доллара. Уж они-то точно знают, чем пахнет утро в кафе маленького средиземноморского городка, первый полет в космос или свежевыглаженное белье.
Каждый аромат — словно другая реальность. Ты вроде бы ещё здесь, но уже там — там, где пахнет первым поцелуем, Белым Домом или носками видного партийного деятеля. Конечно, ароматы эти на любителя, да и стоят они не дешево, но что если бы вам представилась такая возможность повторить с мельчайшей точностью запах своей свадьбы, первой двойки или несправедливой обиды?
Психологи говорят, что мозг человека способен помнить и воспроизводить любые запахи. Если вы хорошо постараетесь, вы сможете вспомнить, чем пах ваш вчерашний обед или какой аромат у вашего крема после бритья. Жаль, поделиться этим запахом вы не сможете. Мы никогда не узнаем, чем пахли ваши первые школьные дни, с каким запахом связаны воспоминания о вашей первой любви и какой аромат заставляет вас забыть обо всем на свете.
Конечно, если немного помечтать, то можно домечтаться до того, что совсем скоро наука научится воспроизводить запахи из человеческих воспоминаний и когда-нибудь мы сможем купить духи с запахом, который создали вы сами. Пока же остается довольствоваться нишевой парфюмерией.