В последние 40−50 лет во многих странах мира одним из самых сенсационных средств лечения стало давно забытое, но в древние времена применяемое в лечебной практике лекарство (а лекарство ли оно?), под названием бальзам «мумиё».
Отдельные исследователи пытались создать вокруг него ореол сверхъестественности, особую легендарность и недоступность «простым смертным».
Как универсальное лечебное средство, «панацея от всех болезней», мумиё широко стало применяться в Индии, Пакистане, Афганистане, Непале, а также в ряде арабских стран Африки и Азии. В странах содружества независимых государств (СНГ): в Средней Азии, Казахстане, на Урале, в Закавказье, Сибири — также стали применять мумиё.
Ещё до возникновения арабской, персидской и даже древнегреческой культур, употреблялось слово «мумиё». Оно встречается в трудах древнего философа, фармаколога, учителя Александра Македонского — Аристотеля. Он впервые, 2500 лет тому назад, описал лечебные свойства мумиё.
Аристотель назначал мумиё при лечении врождённой глухоты, рекомендуя полоскание раствором мумиё с желчью животного или в смеси с соком винограда.
При кровотечении из носа закапывал в каждую ноздрю смесь мумиё с камфорой. Для лечения заикания он рекомендовал смазывать язык смесью мумиё с мёдом.
Абу Али ибн Сина (Авиценна) рекомендовал мумиё по 0,071 г с соком майорана для лечения таких заболеваний, как мигрени, гнойных воспалений среднего уха, переломов костей, вывихов, ушибов, ранений;
при параличе лицевого нерва — по 0,035 г мумиё в смеси с розовым маслом и с кислым виноградным соком.
При кровотечении из легких доза препарата повышалась до 0,1 г в смеси с крепким винным напитком (набизом).
В больших дозах (по 0,190 г) Авиценна рекомендовал применять мумиё в смеси со сгущенным соком (сиропом), шелковичным или чечевичным отваром — при лечении заболеваний органов пищеварения (желудка, печени, селезёнки), а также при некоторых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей (при ангине и болях в горле).
Кроме того, знаменитый врач рекомендовал мумиё при заболеваниях мочевого пузыря и при задержке мочи, а также в качестве противоядия при отравлении алкоголем и укусе скорпиона.
Наряду с назначением препарата внутрь, Авиценна широко применял мумиё как наружное средство в смеси с некоторыми растительными маслами для растирания ушибов, вывихов, укусов скорпиона. По описанию автора, мумиё обладает свойством рассасывать опухоли.
Мухаммед Табиб (ХII) в трактате «Лаззатул-нисо», посвящённом вопросам сексологии, гигиены и половой жизни, а также отдельным вопросам акушерства и гинекологии, — описывает способность мумиё усиливать половую функцию.
С этой целью автор рекомендует принимать 0,2−0,3 г препарата в смеси с мёдом.
Им же описана эффективность мумиё при хроническом алкоголизме.
Указывается на эффективность мумиё при женских заболеваниях; мумиё способствует быстрому перевариванию пищи; снимает головные боли и вылечивает парезы (параличи), а также ревматизмы.
Перед употреблением мумиё следует растворить в мёде, молоке или в персиковом масле.
При гнойном отите маслянный раствор закапывают в ухо, это улучшает отток гноя и хорошо восстанавливает слух.
При насморке мумиё принимали внутрь с розовым маслом или же 3−4 раза в день смазывали ноздри.
В смеси с соком одуванчика, петрушки вонючей, соком черники, семян тмина обыкновенного, огуречным соком или в смеси с желтками яиц — мумиё хорошо помогает при язвенной болезни желудка, запорах, атрофических кожных язвах и ранениях, а смешанное с соком моркови, мумиё усиливает половую функцию и способствует оплодотворению у бесплодных женщин.
С персиковым маслом или коровьим жиром оно хорошо помогает при запорах и улучшает состояние больных геморроем.
На основании анализа вышеприведённых литературных источников по клиническому применению мумиё древними врачами, можно отметить, что мумиё широко применялось в качестве средства, усиливающего регенеративные процессы в различных тканях организма, как противовоспалительное, антитоксическое, общеукрепляющее, а также восстанавливающее пониженную функцию периферических нервных стволов или анализаторных центров головного мозга.
В данной части статьи нельзя объять необъятное, поэтому в дальнейшем мы продолжим повествование о применении горного бальзама «мумиё», но уже в наше время.
Будьте здоровы, — да помогут Вам знания.