Позволим себе совет, как этого избежать: на дворе двадцать первый век, век индустрии потребления. На любую и всяческую надобность давно уже придуманы облегчающие жизнь и экономящие время приспособления, механизмы, бытовые, одним словом, приборы. Возможно, пора прекратить экономить на себе и близких вам людях?
Если же вы — ярый традиционалист в вопросах кухонной культуры, предпочитаете ручную работу всяким бездушным чоперам-электроножам, то следующая информация — для вас.
Случилось: нож пошел не туда, куда вы его планировали двинуть, оставив зарубку на вашем персте. Жизненно важных сосудов непосредственно в пальцах нет, поэтому перетягивать их не стоит. Но чтобы уменьшить потерю крови, можно просто поднять руку вверх, не прекращая собирать все необходимое для предотвращения неблагоприятных последствий. Может возникнуть желание в целях промывания раны или облегчения болевых ощущений сунуть порезанный палец, скажем, под струю холодной воды. Но мы не поддадимся порыву, ибо это только затруднит остановку кровотечения или, того хуже, способствует заражению нашего многострадального пальца. Не нужно недооценивать подобные травмы, уподобляясь американскому президенту Джеймсу Гарфилду, умершему в результате банального пореза пальца от заражения крови.
Люди мы цивилизованные, аптечку в доме имеем, ведь так? И содержим ее в порядке, а это значит, что заполнена она не только средствами предохранения и травяными сборами. Бинты, антисептики, пластырь — в числе прочих используемых вами лечебных средств все это, конечно, имеется. Ну что ж, с вами можно иметь дело! Но вернемся к нашему порезу.
Защитить рану от инфекции — наша первая задача. Тут-то и понадобятся достижения современной фармакопеи. Йодом дезинфицируем кожу вокруг пореза, саму рану трогать не нужно, это убьет живые клетки и затруднит заживление. Для промывания хорошо подойдет перекись водорода. Ни в коем случае не используем на открытую рану мазь Вишневского, ихтиоловую и все другие столь же любимые нашим народом пахучие мазевидные средства. Все, что нужно сейчас, это в меру тугая стерильная повязка. Но тут есть одна хитрость.
Если просто забинтовать палец, то по причине своей общей подвижности, как бы мы ни береглись, он все время будет «тревожиться», саднить и кровоточить под повязкой. Если порез достаточно глубокий, то и шрам впоследствии может оказаться неаккуратным. Кроме того, когда придет время перевязки, снять присохшую повязку будет не так-то просто, не говоря уже о том, что это болезненно. Чтобы этого избежать, применим маленькую хитрость. Сразу после обеззараживания поверхности вокруг пореза, накладываем на область вокруг него — а еще лучше — на всю поврежденную фалангу нашего пальчика бумажный лубок, плотно обернув вокруг бумажную полоску, и только потом устраиваем тугую повязку посредством бинта или бактерицидного пластыря. Бумажный лубок зафиксирует края нашего пореза, не даст им расходиться при движении, ранка затянется быстрее, а шрам будет минимально заметным.
Кроме того, во время перевязки отделить повязку от бумаги будет очень просто, а саму присохшую бумагу легко снять, смочив раствором фурацилина или той же перекисью водорода. Легко догадаться, что для наших целей подойдет не всякий сорт бумаги, например в газетной слишком много вредных соединений в печатной краске. Представляется, что наиболее подходит белая бумага для принтера, предварительно продезинфицированная в полюбившейся нам перекиси.
После перенесенного боевого ранения из рядов активных создателей праздничного угощения мы законным образом перемещаемся в руководители оставшихся нарезателей снеди, подняв раненную руку повыше, чтобы все видели, а кровотечение побыстрее остановилось.
Удачи и не кипятитесь попусту. Потому что о том, как оказать первую помощь при ожогах кипятком, мы поговорим в одном из наших следующих выпусков.