Отмахнуться от заграничного медицинского светилы, лично знакомого с императорским братом — великим князем Владимиром Александровичем, местные чиновники не посмели. К тому же прецедент уже был, но тогда у Пастера лечили гвардейского офицера. Закрутились жернова бюрократической машины: деньги, паспорта, билеты. По российским меркам все сделали в рекордно короткий срок — через 9 дней больные в сопровождении фельдшера и санитара были отправлены на поезде в Париж.
Своими прививками Пастер смог спасти 16 россиян, результат для того времени более чем успешный. Уже в конце марта все они вернулись домой. Это событие широко освещали в прессе. А три месяца спустя в России появилась и своя станция-лаборатория, где стали успешно делать прививки против бешенства. Любопытно, но её появлению поспособствовала собачка одного гвардейского офицера, а не 19 покусанных жителей провинциального городка.
Началось все еще в ноябре 1885 года, когда офицера лейб-гвардии Конного полка покусала любимая собачка. Где домашняя собачонка, сеттер Плутон, умудрилась подхватить вирус бешенства, история умалчивает. О том, что офицеру предстоит быть исключенным из рядов полка «за смертию» доложили командиру Гвардейского корпуса принцу
Параллельно шли эксперименты с умершей зараженной собакой. Ветеринарный врач Конногвардейского полка
Первым пациентом станции стал шестилетний мальчик, укушенный за несколько дней до её открытия. Мальчика удалось спасти. Станцию назвали Пастеровской. Позднее по её прообразу стали создавать подобные станции и в других городах России.
Гвардейские медики не ограничились борьбой с бешенством, на станции стали изучать заболевание лошадей сапом, а также сибирскую язву и сифилис у животных. Своих сил стало не хватать, ведь основных обязанностей с военных медиков никто не снимал, тогда на помощь им пригласили гражданских врачей и сестер Свято-Троицкой общины.
От чисто практических первоначальных задач по борьбе с бешенством перешли к широкому ряду исследований по инфекционным болезням: оспе, сифилису, сибирской язве, сапу, тифу. Помещений и оборудования стало хронически не хватать, и принц обратился к императору за разрешением на создание на базе прививочной станции крупной современной лаборатории по примеру Пастеровского института в Париже. Высочайшее соизволение было получено, но «без отпуска средств от казны».
В декабре 1890 года в Петербурге на базе Пастеровской станции был открыт Императорский институт экспериментальной медицины. Первоначально он размещался вместе со станцией в Конногвардейских казармах, а затем был переведен в специально оборудованное здание на Лопухинской улице, которое принц Ольденбургский приобрел на собственные средства. В лабораториях института проводилось изучение возникновения и развития инфекционных заболеваний, разрабатывались способы их профилактики и лечения.
Уже в советское время Институт экспериментальной медицины превратился в один из крупнейших исследовательских центров, занимающихся медико-биологическими исследованиями. В 1938 году от института «отпочковался» Институт вакцин и сывороток. После образования в 1944 году Академии медицинских наук, на базе ряда профильных отделов Всесоюзного института экспериментальной медицины были созданы самостоятельные институты.
Хотелось бы сказать несколько слов и о самом Александре Петровиче Ольденбургском, стоявшем у истоков многих передовых начинаний в российской медицине. Сведения о нем имеются во многих энциклопедических изданиях, поэтому ограничусь короткой справкой.
Александр Петрович родился 21 мая 1844 года. Получив хорошее домашнее образование и прослушав полный курс в Училище правоведения, начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. В чине генерал-майора отличился в русско-турецкой войне в 1877−78 гг., за что был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и золотой саблей с надписью «За храбрость». В 1885−89 гг. командовал Гвардейским корпусом. Был сенатором и членом Государственного Совета.
Но главным делом его жизни, сделавшим принца широко известным, была благотворительность. Долгие годы он был попечителем Императорского училища правоведения, Приюта призрения принца Петра Георгиевича Ольденбургского, Дома призрения душевнобольных, Свято-Троицкой общины сестер милосердия, Императорского института экспериментальной медицины. В 1897 г. возглавлял Противочумную комиссию. Много сил и средств вложил в создание абхазского курорта Гагра. В 1899 году принцу Ольденбургскому было присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга», которое кроме него имели только 6 человек. После революции эмигрировал во Францию.
Скончался Александр Петрович Ольденбургский в 1932 году. Но продолжает плодотворно работать созданный им Институт экспериментальной медицины, ставший родоначальником целой системы медицинских институтов России.