Климат Египта вообще не требовал одежды. Поэтому основной одеждой мужчин был передник схенти, обернутый вокруг бедер и укрепленный на талии поясом. Голову знатные египтяне покрывали париком. Чем длиннее локоны, тем влиятельнее владелец парика.
Каждая эпоха создавала свой эталон мужской моды. В Греции и Древнем Риме считалось, что красота одежды заключается в драпировке. Длина хитона или тоги служили признаком зрелости. Полная непроницаемость — это требование к одежде в Византии.
В мужской моде периода Ренессанса преобладало два направления. Броский костюм — кафтан с надставленными рукавами и богатой меховой отделкой на груди и плечах, обтягивающие пестрые штаны и небольшие шапочки. Так одевались молодые франты. Пожилые люди и интеллигенция предпочитали плащ до самой земли и чулки-трико.
В XVI веке в Центральной Европе стала господствовать мода «разрезных платьев». Разрезы делались на всей поверхности верхней куртки, на штанах, на плаще и даже на перчатках, беретах и башмаках. Мужская мода испанских «тореадоров» отличалась монотонностью красок и олицетворяла жестокость. Костюм полностью скрывал очертания.
В начале XVII века в европейских странах нашли признание элементы немецко-шведской военной формы. Появился легкий свободный камзол светлых тонов. Мужественный вид ему придавали эполеты. В моду вошел плащ в форме полукруга — манто. На смену туфлям пришли военные высокие сапоги. Появилась мода на седину. Специальной пудрой для волос пудрили только виски, а о воспитанности говорило умение «владеть шляпой».
Во времена Людовика XIV мужчина-рыцарь окончательно превратился в светского придворного. «Пиком» мужской моды стала… «юбка-штаны», из-под которой кокетливо выглядывали изысканные панталоны с тончайшими кружевными манжетами.
К концу XVII века в обиход вошли три компонента мужской одежды: сюртук, жилет, штаны. Аристократическая одежда сверкала своим великолепием и… женственностью. Парик, как и у египтян, подчеркивал величие и неприкосновенность. Шпага — последний признак мужественности и рыцарства.
В период Французской революции мода менялась чуть ли не каждый день. То намеренно плохо сшитые фраки, то небрежно застегнутый жилет, то штаны, заправленные в «гусарские сапоги», то широкие панталоны с коротким сюртуком или фраком с гигантским воротником и лацканами.
Моду на экстравагантность мужского костюма постепенно вытеснил сдержанный и строгий английский костюм из шерсти. Он становится все более деловым, отличается строгостью. Универсальная одежда теперь — фрак и цилиндр. Победила неброская элегантность и образ скромного, но идеально одетого мужчины — денди. Единственными броскими деталями мужского костюма остались манжеты и воротник.
Мода последних десятилетий XIX века — это мода большого города, мода быстро разбогатевших буржуа. Установившийся тип мужской одежды — брюки, жилет и пиджак из солидных английских тканей. В моду входит смокинг, который вначале надевают в курительные салоны, а затем в театры и рестораны. Наряду с цилиндром носят котелок.
На рубеже XIX и XX веков мода постепенно трансформируется в науку правильно одеваться в тех или иных случаях, открываются дома моды. Кристиан Диор, Коко Шанель могли бы с гордостью сказать, что одевали эпоху. «Конфликт отцов и детей» привел к появлению стиля хиппи, байкеров, рокеров. Новые течения в музыке, искусстве отражаются и на одежде. Эталоном мужской красоты становится Шон Коннери, сыгравший Джеймса Бонда.
Заслуга моды сегодняшнего дня — индивидуальность и общедоступность.
Литература: «Я познаю мир», История моды.