Эту градацию создал Иоганнес Иттен — художник и преподаватель живописи. Обучая студентов, он сделал удивительное открытие: художники с разными типами внешности предпочитали писать разными цветами. У женщин это особенно проявлялось.
- Светловолосые, голубоглазые ученицы писали нежными пастельными тонами.
- Рыжеволосые — яркими и контрастными: желтым, красным, синим.
- А смуглые брюнетки любили черный фон.
Иттен заинтересовался и собрал солидную статистику, подтвердившую его наблюдение. Так родилось деление на четыре цветовых типа, которое механически перенеслось на характеристики внешности и, соответственно, подбор цвета одежды.
Однако Иттен имел в виду более сложную идею: что людям с разными типами внешности ближе разные душевные состояния, которые они, будучи художниками, выражают в творчестве. Но диапазон художника может расширяться и талантливые художники пишут цветами не только своего типа. Просто со «своих» цветов легче начинать. Иттен никогда не настаивал, что человек должен носить только такие цвета.
Но так как его поняли буквально — в результате вплоть до 70-х годов ХХ века царило мнение, что любой человек принадлежит к одному из 4 цветотипов, которые не меняются с рождения до смерти. И женщины брали с собой в магазин одежды кусочки тканей, прикладывая их к одежде, чтобы выяснить: «Мои ли это цвета?»
Значит ли это, что классификация четырех типов неверна?
Отнюдь. На самом деле это неплохая классификация, хоть и схематично-упрощенная. Но для начала стоит примерно представлять себе свой цветотип. А дальше можно нарушать правила — но для этого следует их знать.
Поэтому поговорим об этой классификации.
У цвета есть три характеристики. Я уже упоминала о них в статье «Что общего у цветов с часами» применительно к живописи. Сейчас поговорим об этом касательно одежды.
Итак, характеристики цветов:
- Теплый — холодный.
- Светлый — темный (точнее, светлый — глубокий, поскольку светлый — это глубокий цвет, разбавленный белилами).
- Чистый — приглушенный (приглушенный цвет — это чистый, куда добавили черного, и он стал словно припорошенным).
С помощью этих трех шкал образуются четыре цветовых типа.
Весна и осень — те, кому идут теплые цвета. При этом весне идут светлые, пастельные теплые тона. Осени — теплые глубокие, яркие.
Зима и лето — те, кому идут холодные цвета. Зиме идут яркие чистые холодные тона. Лету — холодные припорошенные.
Вплоть до конца 70-х годов стилисты придерживались этой классификации. Она описана в сотнях книг. Но у многих дам начали возникать вопросы: «А если мне идет и то, и другое, и третье?» По канонам не положено, а тем не менее идет. И что же делать?
Оказалось, что все не так просто и однозначно, и о многом стилисты не договаривают.
Я узнала об этом, когда училась на курсах стилистов-имиджмейкеров. Преподавательница, выпускница парижской школы моды и дизайна, раскрыла перед нами удивительный мир стиля с неожиданной и неведомой стороны. Оказалось, что четыре времени года — это лишь азбука. И познакомившись с ней, мы можем шагнуть дальше — к секретам, о которых обычно не рассказывают стилисты.