Однажды в обычный пасмурный прохладный майский день я так и сделал. Торопиться мне было как раз незачем и, не доезжая дачи, я свернул на хорошо знакомую мне грунтовую дорогу, уходящую в лес. Проехал по ней примерно километра два-три, свернул с накатанной дороги на какую-то совсем уж заросшую травой тропку и еще метров через двести остановился у небольшого болотца.
Как все-таки хорошо и покойно в сосновом бору! Тихонько шумят высокие сосны, перекликаются, радуясь весне, многочисленные пташки, а воздух такой душистый, чистый и прозрачный, что дышишь — и не надышишься! Чувствуешь, как постепенно и незаметно отходят на второй план все суетные дела и проблемы, и наступает непередаваемое успокоение и умиротворение. Не зря говорят в народе — в березняке жениться, а в сосняке — молиться!
Побродив среди деревьев неподалеку от машины, отдохнув и надышавшись вдоволь, я сел за руль и двинулся на дачу, где меня ждали многочисленные огородные хлопоты. Доехал до накатанной дороги, по которой я заехал в лес, и остановился.
Странное дело, вдруг выяснилось, что я не помню, в какую сторону мне ехать. Это оказалось настолько для меня необычно и неожиданно, что я несколько растерялся, потому что этот бор за много лет был весь исхожен и изъезжен мной вдоль и поперек несчетное количество раз! А тут вдруг такое: не знаю куда сворачивать — налево или направо! И все тут!
Машинально взглянул вверх на солнце, чтобы сориентироваться, но оно было надежно укрыто тучами. Определить стороны света по деревьям, как пишут в книжках, в реальности не так-то просто, поэтому делать этого я не стал, а лишь попытался сосредоточиться. И внезапно почувствовал, что просто не могу этого сделать.
Как только пытаюсь вспомнить, куда же мне ехать, так сразу мысли начинают почему-то путаться, даже голова немного закружилась! Как только перестал думать о дороге назад — тут же все прошло. Я вышел из машины, сделал вокруг нее пару кругов, даже стекло протер, чтобы успокоиться и отвлечься. Да и не было у меня никакого особенного волнения — просто немного растерялся, да и все! Подошел к дороге и попытался снова определить, куда ехать, — и все повторилось в точности снова. Как будто кто-то или что-то мешает мне думать на эту тему! Причем совершенно никакого страха или даже сильного беспокойства и я при этом не испытывал.
Несмотря на эти странности, голова работала по-прежнему нормально, но я совершенно отчетливо понял, что дорогу мне не вспомнить, и каким-то шестым чувством, скорее, ощутил, что долго оставаться на этом месте мне все-таки не следует.
Быстро снова сел в машину и тронул с места, не думая, а наугад — вправо! Я точно знал, что дорога, по которой я заехал в лес, в этом месте совершенно прямая. Один конец ее выходит на опушку, а другой через несколько километров доходит до реки Барнаулки, а лишь затем дорога сворачивает и тянется вдоль речки до моста. Через некоторое время выяснилось, что свернул я не в ту сторону, потому что доехал до реки. Я решительно развернулся и двинулся обратно, о маршруте стараясь не думать, а двигаться только прямо и прямо, пропуская мимо попадающиеся по пути перекрестки и ответвления лесных дорог.
Расчет оказался верным, и через какое-то время (однако показалось необычайно долго) я был уже на опушке леса, точно в том месте, где в него и заехал. Никакого волнения я уже не испытывал вообще, спокойно поехал своей дорогой, и очень скоро без приключений оказался на моей маленькой дачке.
Много раз после этого случая я посещал тот сосновый бор и пешком, и на машине, но ничего подобного со мной больше не приключалось. Даже то место, где я тогда останавливался, пытался отыскать, но так и не нашел.
Если посмотреть со стороны, случай-то попросту пустяковый. Мало ли что бывает, просто немного заблудился, потерял ориентацию — и все. Однако до сих пор я не могу забыть того необычного, непередаваемого ощущения, которое возникало именно тогда, когда я начинал думать о пути назад и о возвращении из леса!
Думаешь о чем-нибудь другом — голова работает четко, а начинаешь вспоминать, куда двигаться, — сразу мысли путаются! Пытаешься напрягаться сильнее — появляется легкое головокружение и ухудшение самочувствия!
Как будто сам лес, кто-то или что-то (уж не леший ли?) просто не хотел меня отпускать! Развлекался, так сказать, безобидно надо мной подшучивая, приглашал заблудиться в лесу. И хотя при этом ни малейшего страха, никакой внешней агрессии и зла не ощущалось совершенно, я почему-то до сих пор совершенно уверен — сверни я в тот раз с прямой дороги хоть куда-нибудь в сторону — мне пришлось бы кататься по лесу и искать дорогу назад довольно долго. Может, даже и ждать, пока солнышко появится, чтобы по нему определить направление движения!
Как бы то ни было, с тех пор у меня машине всегда находится компас, хотя, кто знает, помог бы ли он мне тогда, если бы я отошел от дороги подальше и оказался в чаще леса?