Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром. Внутри круга обозначены основные направления-ориентиры, число которых непостоянно. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Земля, какой она видится из космоса, является мандалой, человеческий глаз и снежинка — тоже мандала.
На протяжении многих веков буддийские монахи в Тибете создавали мандалы — произведения искусства из цветного песка, специального масла, дерева, металла или ткани. Похожие символы делали в Новом Свете шаманы индейцев навахо.
Тибетцы используют мандалы в качестве вспомогательных средств для медитации: с их помощью они концентрируют свой разум и мысленно проходят шаг за шагом через множество измерений пространства, времени и сознания к свободе чистого «бытия», заключенного в сердцевине всех вещей. Такое путешествие, независимо от того, как часто ты его повторяешь, всегда приводит к глубоким внутренним измерениям, одаряет новыми прозрениями относительно своего «я» и сути жизни.
Классическая мандала представляет собой внешний круг, в который вписан квадрат, включающий в себя второй круг — внутренний. Квадрат ориентирован по сторонам света. В середине каждой из сторон располагаются врата, продолжающиеся за его пределами, а в центре внутреннего круга изображается божество — главный символ мандалы, сакральный знак или узор. На Востоке считают, что мандала представляет собой модель упорядоченной вселенной и отражает не только физическую ширину, но и духовную глубину мироздания. Считается также, что мандалы активизируют заложенную в
Мандала в буддийских практиках — олицетворение чистой земли будд, квинтэссенция гармонии и своеобразная схема её достижения. Изображаемая в храмах по случаю праздников или иных памятных дат, мандала сама подчас становится объектом поклонения, поскольку строится с проведением особых ритуалов. Мандала — своего рода временный дворец, в котором селятся божества. Именно по этой причине после практики, посвящённой божеству, мандалу нужно будет… разрушить. И кропотливый труд монахов, которые несколько дней укладывали цветные песчинки на деревянную поверхность, создавая многоцветную мозаику, в один момент превратится в единую пёструю массу. В этом есть особый смысл, трудно постижимый западным образом мыслей: нет ничего постоянного, и ни к чему, даже созданному долгим трудом и внешне прекрасному, не должно быть привязанности. Именно поэтому единственный способ сохранить настоящую мандалу — это разрушение.
Стоит отметить, что сметённый в специальном ритуале цветной песок считается заряженным особой силой, поскольку он служил камнем дворца для божеств. Обычно его преподносят в дар духам воды в знак почтения и с просьбой о просветлении живых существ.
Сегодня мандала хорошо известна тем, кто связан каким-либо образом с психотерапией. Метод мандалы используется в арт-терапии и при поиске понимания полноты собственного «Я». Между тем, первым, кто познакомил с идеей мандалы западных психотерапевтов, был Карл Юнг. В 1916 году он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года зарисовывал в своем блокноте новые мандалы уже ежедневно. Юнг обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». В результате он пришел к выводу, что подобная терапия — это путь к внутреннему центру, к открытию уникальной индивидуальности.
Мандалы — на первый взгляд очень простые, ничем не примечательные рисунки. Но это может показаться только при беглом ознакомлении. А если прикоснуться к этой удивительной тайне и научиться рассчитывать и раскрашивать мандалы для исцеления, для создания Мира и Гармонии в семье или для других целей, тогда приходит понимание, что это целая наука — огромная, глубокая, где много неизведанного и прекрасного.