Вот то-то и оно: как часто смотрим мы, куда тянется дым, вместо того чтобы поинтересоваться, откуда дует ветер.
(Карел Чапек, «Дым»)
Зеркала… Загадочные предметы, без которых не представима жизнь человека. Вы можете представить себе жизнь без зеркала? Проснуться утром и не увидеть своего отражения? Кажется — ерунда, мелочи. А ведь какой душевный дискомфорт! Недаром сказочных персонажей в качестве наказания с древних времен лишали отражения.
Но зачем же человеку нужно зеркало? Почему каждый с таким упорством вглядывается в свое отражение? Только ли это прихоть, или в желании увидеть себя в волшебном стекле есть нечто большее? Этот вопрос подводит нас к тому, что мы назовем:
Философия зеркал
Всю свою историю человек пытается познать мир. Но познание мира это, в первую очередь, познание себя. Мы рождаемся, и с нами рождается наш мир; мы умираем, и наш мир тоже умирает в момент нашей смерти. Конечно, остаются другие люди и другие миры, но наш уходит вместе с нами. Как же можно познать этот мир, не познав себя?
Первый вопрос, которым задается тот, кто пытается познать себя: «Кто я?» Действительно, это основной вопрос. Ответ на него означает ответ на многие другие вопросы, которые могли бы быть заданы. Итак, кто я, человек? А что такое человек? Или — кто такой человек? Птица, рыба или дикий зверь? Или просто какое-то экзотическое блюдо тайской кухни? Как определить само понятие, как сформулировать? Ведь любое определение нуждается в четкой формулировке, иначе оно слишком размыто и может предполагать несколько толкований. А нас устроит только однозначность.
Платон определил человека как бесперое двуногое. Очевидно, он никогда не видел кенгуру или циркового медведя. Эту формулировку блестяще опроверг Диоген. Он ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: «Вон он, твой человек!» Тогда Платон уточнил определение: человек — это существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях.
Казалось бы, эта формулировка действительно описывает человека. Но, с точки зрения стороннего наблюдателя, собаки в опытах Павлова тоже проявляли способность к рассуждению. Как же еще можно объяснить то, что они выстраивали логическую цепочку: красная лампочка означает боль, зеленая лампочка — еду? Значит, если обучить ощипанного цыпленка реагировать на лампочку, он может считаться человеком? Правда, остаются еще плоские ногти. Также у человека есть еще одна отличительная черта — мягкая мочка уха. Но, согласитесь, это все как-то зыбко и неопределенно. Гораздо проще указать на человека и сказать: «Вот это — человек!» То есть, дать определение на основании визуализации.
Издавна слова «познать» и «увидеть» считаются синонимами. Мы говорим «я видел собственными глазами», считая это достаточным доказательством существования явления. Язык отразил эту синонимичность. Так, во французском языке «reflet» — отражение, «reflechir» — размышлять; в английском «speculate» — размышление, «speculum» — зеркало; в немецком «reflektieren» — отражать, рассчитывать, размышлять; в русском языке — созерцание, зерцало (зеркало).
Но как же увидеть себя? Частично — да, возможно. Но целиком… Не зря ведь говорят: не видать чего-то, как собственных ушей. Мы не можем увидеть собственную голову, не можем оказаться вне собственного тела, обойти себя кругом, рассмотреть спину. То есть, визуализация является неполной. Любой человек, никогда не видевший себя, может считать себя ощипанным цыпленком, который по какой-то прихоти природы обзавелся плоскими ногтями и мягкой мочкой уха.
И вот, пока человек мучается в сомнениях, пытаясь определить самого себя, в игру вступает зеркало. Посмотрев на свое отражение, сравнив его с окружающими, можно смело заявлять: «Я — человек!»
Следовательно, зеркало можно назвать техническим инструментом нашей самоидентификации, которая является основой в нашем познании мира. Наши самосознание, представление о себе и мире, формируются с помощью и под влиянием зеркала.
Иногда мы принимаем зазеркалье, как отдельный мир, живущий по своим законам, населенный нашими двойниками и двойниками окружающих нас вещей. Так что же, собственно говоря, происходит в зазеркалье? По каким законам оно живет? Эти вопросы приводят нас к тому, что мы условно назовем «Математика зазеркалья» и рассмотрим в следующей части.