Во-первых, само наличие таких рецептов (и полное отсутствие советов «как из жаворонка стать совой») показывает, что мир заточен под хронотип жаворонков. Рецептов, как научиться рано вставать — полным-полно: кто советует вставать постепенно, кто — вскакивать сразу, кто — думать по утрам о приятном, другие заботятся, чтобы с вечера все было приготовлено,
То же касается и общественного порядка. Несчастная сова и пикнуть не смеет, если сосед в 7 утра начинает сверлить стены или врубает на всю катушку гнусную музыку. Он в своем праве. А попробуйте завести дрель в 23.05 — и к вам понесутся соседи с веником наперевес, а в продвинутых странах могут и полицию вызвать. Что это, как не ограничение в правах?
Все обязательное и необходимое — работа, учеба, сдача анализов в поликлинике
Во всем мире совиное роковое самочувствие по утрам, как правило, расценивается как лень или как следствие какого-то особо аморального образа жизни и вызывает либо укоризненное покачивание головой и угрожательным пальцем, либо фривольно-гривуазное подмигивание. Мол, знаем, чего это ты сонный, небось ночью квасил и зажигал! Что особенно досадно, когда ничего этого ни в одном глазу не было. Так что даже и заговаривать об утреннем недомогании бывает себе дороже.
Сов терроризируют с детства, тыча им в глаза «хорошего внучка соседки», который уже встал, рассказывают бодряцкие стишки про петушка и раннюю пташку,
Все это продолжается и дальше… Но совы все это знают и сами, а жаворонкам все равно не понять. Есть, правда, еще так называемые голуби, которые могут приспособиться и так и эдак — ну им хорошо.
А во-вторых, внимательно прочитав все советы и рекомендации, я поняла главную суть этих рецептов: чтобы стать жаворонком, надо им быть. То есть нужно быстро и рано вставать — и привыкнешь. «Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать», «кто рано встает, тому бог дает»
Скажу сразу, и пусть простят меня авторы методических разработок: это мираж. Я вставала рано и в одно и то же время с раннего детства, до школы, в школу, после школы, на фабрику, в университет, на службу… А детей завела даже двоих. И ничего не помогло. Все равно каждое утро это было мучение, кругом были занудливо шумные враги, болело абсолютно все, а мозг просыпался часам к трем и достигал вершины разумности к полуночи-часу, когда, хошь не хошь, надо было идти спать. Дети же коварно оказались совами и спали себе по утрам, как сурки в сырую погоду.
Думаю, что сорока лет непрерывного эксперимента уже достаточно, чтобы понять: система не работает.
Правда, по прошествии этих ужасных мучительных лет оказалось, что один способ безболезненно просыпаться рано утром со свежей головой и без тени желания спать все-таки есть. Все просто: надо, чтобы вам не нужно было вставать! Вот когда я, наконец-то, забила на работу с ранним вставанием, а все, кто хотел раненько позавтракать, посланы были мною в сад с пожеланием кормиться самостоятельно — вот тут-то мне по утрам резко расхотелось спать. Что само по себе, может, и неплохо, но обидно.
В образовавшиеся часы утреннего досуга я много и плодотворно размышляла и читала литературу, особо уделяя внимание разделу «фэн-шуй и непознанное», и наконец меня осенило.
- Люди не просто так делятся на сов и жаворонков. Это потомки разных инопланетян!
Проводились многократные научные опыты: людей помещали в условия, где смена дня и ночи была незаметна, и не давали им часов. Люди сами выбирали, когда им заниматься делами, когда есть, когда спать. И выяснилось, что через месяц такой жизни у некоторых установился 19-часовой суточный ритм, а у некоторых даже 40-часовой. Многие же остановились на 25 часах, что близко к земному циклу.
Объясняю. Что, собственно, такое жаворонок? Это человек, для которого сутки слишком велики. Он быстро входит в бодрое состояние, быстро вырабатывает ресурс активности и рано хочет спать. У него в 9 вечера — уже ночь. Его сутки короче 24 часов.
А сова? Сова раскачивается долго, и у совы, когда на общественных усредненных часах полдень, — все еще утро. День у нее наступает часов в 6 вечера, а ночь — только глубоко за полночь. Значит, что? Значит, у совы ее внутренние сутки — длиннее!
Еще немного пораскинув умом, мы приходим к выводу, что жаворонки в незапамятные (см. «доисторические») времена явились на Землю с планеты, где сутки длились часов 15, от силы 20. А совы — наоборот, с планеты с 30−36 часовыми сутками. Голуби же, само собой понятно — это уже их потомки от смешанных браков.
Не исключено, что такое смешанное заселение было сделано умышленно — ведь если бы все первобытное племя дружно и одновременно засыпало с заходом солнца, всех быстро покушали бы саблезубые тигры и другие ночные звери. Мудрый межгалактический Мичурин все продумал (привет креационистам)!
Необходимость приспосабливаться к 24-часовому дню играет на руку жаворонкам — вспомните, сколько раз нам в запарке приходилось восклицать: «Эх, где бы взять еще пару дополнительных часов в сутках»! Кажется, что тогда можно было бы все успеть.
Так вот, у жаворонков эти лишние часы есть. А если с делами относительно спокойно и запарки нет, то жаворонок спокойно может проспать лишние часы и урвать еще кусок дополнительного отдыха или, если спать не хочется, употребить их на тихие и полезные развлечения и физзарядку. А совы этого подспорья напрочь лишены.
Но у нас, любезные однопланетные совы, есть все-таки слабое утешение. Дело в том, что существует постоянное замедление вращения Земли, вызванное приливным трением. В результате продолжительность солнечных суток увеличивается на 1.5−2 миллисекунды за столетие. Нам, совам, надо просто немного подождать, и тогда уж мы на них отыграемся.