Он начал ходить кругами и заунывно тянуть гортанные, похожие на крики птицы, звуки. Звуки завораживали и заставляли забыть все, что было таким привычным в обыденной жизни. Ритм, движение, голос, запахи обостряли восприятие и раскрывали неведомые доныне чувства, легко откликающиеся на все то, что происходило в избе.
Думать не хотелось вообще, легкий транс приносил успокоение. Быстрым движением шаман подносил к больному какие-то травы и камешки. Его глаза внимательно вглядывались чуть ли не в душу, чутко улавливая малейшую реакцию.
Так или похожим образом могло начинаться действо шамана. У пациентов появлялась твердая уверенность в выздоровлении и открытость. Где бы шаманы не были, всюду отыскивали и изготавливали для себя и для своих пациентов лекарства из природных трав, кореньев или из животных. Как?
Все шаманы имели глубокую веру в высшую силу (энергию), которая открывалась во время их медитации (впадения в транс). Через воздействие на психику они заставляли пациента самостоятельно справляться с болезнями.
Визит шамана начинался с того, что он под звон своего бубна (или барабана, в зависимости от того, был ли это индеец Америки или представитель народности Крайнего Севера России) заставлял пациентов сосредоточиться на своем диагнозе и интуитивно искать формы терапевтического воздействия на свой больной организм.
Если пациент положительно реагировал на приближение шамана с лекарственным снадобьем, то это было сигналом ему, что именно оно сейчас нужно больному.
Удивительного или мистического здесь ничего нет. Современные психотерапевты используют те же способы, только в своих терапевтических интересах.
Этим методом с успехом пользуются и животные, когда заболеют. Кошечка, домашняя и изнеженная, при недомогании бежит, забыв обо всем, за какой-то травкой на ближайший лужок или двор с растительностью, ищет ее и усиленно начинает поедать, хотя в обычное, здоровое время съесть эту траву кошку ни за что не заставишь.
Корень выздоровления кроется именно в этой силе интуитивного поиска природного лекарственного компонента, которую человек потерял, когда обрел цивилизованный лоск.
Дело осталось за малым. Приобрести бубен, нарвать травы или еще чего-нибудь, на что глаз ляжет — и вперед, к раскрытию своего способа выздоровления.