Вот так подберут какую-нибудь сережку, цепочку или тот же крестик. И начинают переживать, не навели ли на них порчу?
Крестик, кстати, самый опасный в этом отношении предмет. Церковную атрибутику в народной магии любят.
Похоже, освященным предметам приписывается особая сила сохраняющаяся при использовании их для колдовства. А может быть, наоборот: крест, как благой символ, обретает особо нехорошие качества, если использовать его во зло. Хотя в этом я сомневаюсь. И да, я понимаю, что это полностью противоречит христианству… Но кому и когда мешали противоречия, если очень хочется во что-то верить?
Так вот, вначале найдут на улице какую-нибудь побрякушку, а потом вспоминают, что ещё бабушка строго-настрого наказывала ничего на улице не подбирать. Особенно на перекрёстках.
Кстати, очень сложно оказалось найти этому толковое объяснение. Колдуны древности не оставили для потомков обоснования своих заблуждений. И хотя в названии статьи фигурируют и крестик, и перекресток, непосредственной связи тут нет.
Представления о перекрестке, как о нехорошем месте — похоже, что дохристианские. Во всяком случае, я не встретил объяснений, апеллировавших бы к христианскому кресту. Да и сам крест, в общем-то, символ куда древнее, чем христианство.
- Самое простое объяснение: перекресток считается местом, где сходятся наш и потусторонний миры.
Возможно, потому, что это место встречи путей, место неопределенности, откуда можно пойти в любом направлении. В магии вообще выделяются границы: берег водоема, край леса, порог дома. Перекресток же даже на этом фоне выделяется особо. А все «особое» — человек, предмет, место — сразу дает основание заподозрить связь с потусторонним. Так что здесь нечистая сила может себя проявить.
Неспроста на перекрестке нельзя (ну, так считается) ни зевать, ни есть, дабы не заглотить нечистого духа. И деньги считать нельзя, чтобы не сглазить, чтобы потусторонние силы не забрали денежную удачу.
Зато, например, можно «откупиться» от безденежья и неудач, бросив через плечо мелочь с произнесением соответствующего заговора.
Здесь ситуация как бы выворачивается наизнанку: если деньги в плохом месте «потерять» специально, это может заместить настоящую потерю. Примерно как разбить посуду «на счастье», а на самом деле — как бы опережая возможное несчастье, заранее «замещая» её «управляемой малой потерей».
Но перекрёсток опасен настолько, что крайне не рекомендуется даже проходить через его центр. Видели на некоторых перекрёстках в центре клумбы? Это специально, чтобы люди не ходили через самое опасное место (это, конечно, шутка). Что не мешает некоторым совершенно всерьёз выбрасывать на перекрёстках всякие побрякушки с переложенными на них болезнями и несчастьями.
Или деньги. Так что найденные деньги подбирать ни в коем случае нельзя. Ну, так считается: чужие деньги чужие беды несут. Так работает магическое мышление, придающее болезни или несчастью материальность и конечность: тогда от «плохого» можно избавиться, просто переложив его на что-нибудь. А оттуда, если повезёт, на кого-нибудь.
Тут главное — верить, что твоя болезнь, порча или какое-нибудь проклятие на кого-то перешло. Тогда тебе непременно полегчает.
Другая сторона этого популярного суеверия — что чужие проблемы можно и взять. Одно без другого не работает, если уж мы вообще верим в порчу.
Но современный человек все-таки не думает постоянно о порче, сглазе и о том, что в него может вселиться какая-нибудь нечисть. Но вот если подберут что необычное или, например, найдут у входа в квартиру иголку — разом вспоминают бабушкины предостережения. И начинают беспокоиться, спрашивать на всевозможных форумах, от районных до оккультных, о существовании которых до сих пор и не подозревали: не могли ли они вместе с нательным крестом подобрать и «чужой крест»?
Тут забавно смешиваются сразу два представления.
Об одном мы говорили выше: что на крестик (или на сережку, кулон, кольцо) кто-то мог «свести» свои проблемы. А второе выводится из чисто христианской концепции «несения креста».
Правда, там нет ничего ни о магии, ни о «взятии на себя» чужой судьбы или о чем-то подобном:
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал
им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и
возьми крест свой, и следуй за Мною.
Но нашим суевериям это отнюдь не мешает…
Удивительно не то, как мог чисто христианский образ (если мы говорим о находке нательного креста) перекочевать в суеверие. Удивительно, что современные люди, знающие о христианстве (даже если они никогда в жизни не читали Библии и не были в церкви) несравнимо больше своих предков, это суеверие разделяют.
Так что большинство подобных вопросов встречают понимание и на полном серьезе получают достойное количество ответов и советов. И это страшно.
Вот лишь несколько реальных примеров:
Думаю, крестик надо отнести в Храм, в церковь то есть, иначе говорят, что Вы возьмете на себя чужой крест. В лавке церковной можно купить свой совершенно за небольшие деньги.
Если крест золотой — отнести в ломбард, но дома держать не надо…
Реклама
Особенно мне вот это понравилось:
…вообще поднимать не надо было ничего с земли, лежит и лежит — другому бы кому достался.
Вот интересно, если вы отвечаете на вопрос незнакомого вам человека, то какая разница лично вам, кто именно пострадает?
К тому, что валяется на земле надо относиться очень осторожно, сейчас действительно подкидывают-подкладывают, и так как Вы у нас реалист, то все-таки искренне советую — Батюшке отдайте!
Это, конечно, неплохой совет: отдать священнику (речь о крестике, найденном возле церкви). Но ведь отдать-то советуют не для того, чтобы попытаться вернуть владельцу, а чтобы не подцепить порчу: то ли на священнослужителя она, по мнению обывателя, не подействует, то ли лишь бы на себя не взять!
Есть еще популярный способ: положить найденное в воду, лучше всего в проточную, хотя бы под струю воды из крана — чтобы вода «смыла» негативную энергию.
Все ведь «знают», что вода умеет переносить энергию? Многие, наверное, в 90-е и воду от А. Чумака заряжали? Ну вот, а здесь водой «смывают» предполагаемую негативную энергию… Кто бы еще рассказал мне, что это такое и чем она отличается от «позитивной»?
Водой ведь отмывают физическую грязь. Значит, она должна смывать и «порчу», по принципу подобия.
Наконец, можно освятить найденное, дабы церковная сила пересилила злое колдовство. Именно так, здесь лишь используется христианская атрибутика, отношения же к христианству все это обрядоверие не имеет ни малейшего.
Будь фигурант верующим христианином — он и не задался бы вопросом о возможной порче. А найдя крестик, просто поднял бы его, потому что нехорошо кресту или иконе валяться на земле. И все.
Есть ещё способ: закопать на время в землю. Честно говоря, не знаю, какая здесь логика. Нет, избавиться от чего-то, захоронив это в земле, логично. Хотя бы чтобы никто больше не нашёл опасный предмет. А вот почему закапывание должно «очистить» вещь от порчи — простите, не нахожу здесь логики.
Но с разного рода подкладами, обнаруженными у себя дома и явно (по вашему мнению) оставленными там кем-то специально, так и рекомендуют поступать: не касаясь их руками, смести веником в пакет или коробку и захоронить.
И ключевое здесь именно — «не касаясь руками». Ведь те, кто беспокоятся о том, не повредят ли им найденные безделушки, их уже подобрали.
А в рамках магического мышления: если вы подняли некий предмет, несущий порчу — вы ее уже взяли. И все, что там было нехорошего, на вас в тот же миг перешло.
Так что «очисткой» своей находки уже не отделаться. Порчу, энергетический хвост и венец безбрачия или что там ещё есть снимать придётся уже с себя. Как? Вот этого я уже не знаю. Можете попробовать вышеописанными способами: проточной водой или в землю зарыться.
Но есть и хорошая новость: это только если вы в подобное верите. Если же вы атеист и материалист, либо верующий христианин, мусульманин или иудей, то вам сие глубоко пофигу.
В завершение же позволю себе процитировать один из комментариев «из Интернета»:
Если человек духовно беден, то ему как-то надо закрыть эту пустоту. Это склонность человеческой души, верить во что-то. Если человек не верит в Бога, то он компенсирует духовную пустоту разными способами. В том числе и суеверием. Что такое суеверие? Это вера в пустоту, заполняемую выдумками.
Не могу сказать, что я со всем сказанным согласен. Но одно точно: пусто место свято не бывает.