Что нужно для того, чтобы ребенок радовал родителей всю жизнь? Потакать всем его прихотям? Забыть о себе и жить исключительно интересами ребенка? Или железной рукой вести его по жизни, чтобы он наши собственные мечты сделал реальностью? Не смогла я стать балериной, пусть ею станет моя дочь?!
Думаю, что ни один из вышеперечисленных примеров не подходит. Опираться надо на другое: воспитать ребенка личностью.
Не зря говорят, что все мы родом из детства. Все наши хорошие и плохие привычки заложены в нас сызмальства. Живя в родительской семье, мы поневоле приобретаем определенную манеру поведения, привычку к определенному стилю в одежде; отношение к учебе, книгам тоже закладывается в семье.
Пятилетний ребенок, впервые пришедший в детский сад, решительно отвергает протянутую ему книгу: «Это мне не надо!» Весь день он занимается чем угодно, но к полкам с детскими книжками в ярких обложках даже не подходит. На вопрос воспитателя «Почему?» звучит невозмутимый ответ: «А чего там интересного?!»
Девочка с раннего детства ходит в брюках и спортивной одежде, предложение надеть в школу юбку приводит её в ярость.
Это примеры из реальной жизни реальных людей.
Ещё один. В доме постоянно ругают учителей. Первоклассник учиться не желает, отвечает словами родителей: «Вот ещё! Буду я у этой тупой курицы чему-то учиться!»
Можно услышать родителей, которые жалуются, что их ребенка испортили в садике, школе
Потакали всем капризам — вырастили эгоиста и себялюбца. Запрещали всё на свете, оскорбляли, унижали — получите забитое существо, ненавидящее вас от всей души.
Видели в Интернете ребенка, который кричал бабушке «Чтоб ты сдохла!» потому, что она забрала у него гаджет, когда звала обедать. Внук несколько часов не отрывался от игры, бабушке это надоело. И вот результат.
Привычка делать что хочу и когда хочу очень вредна. Чувство времени нужно воспитывать у ребенка с первых месяцев жизни. Подрастая, он должен понимать, что у него не только права, но и обязанности, что он — человек, личность, а не примитивное существо, ждущее, когда его накормят и обстирают.
С первых дней сознательной жизни ребенка нужно учить размышлять, сравнивать, понимать, как сложно устроена жизнь и как трудно соответствовать званию «Человек».
Нет людей бесталанных, поэтому задача родителей рассмотреть в собственном ребенке божью искру и помочь ей развиться.
Ничего нет глупее фразы: «Пойдешь в футболисты! Они деньги лопатой гребут!» — если ваш ребенок родился «ботаником» и счастлив только наедине с книгой.
Уважение к старшим не вбивается в головы битой, а воспитывается собственным примером. Если в вашей семье уважительные и добрые отношения между ближайшими родственниками, не стоит бояться, что рядом с вами вырастет хам и циник. Но отношения должны быть искренними, а не казаться таковыми. Ребенка не обманешь.
Воспитать интерес к учебе можно только одним способом: поощряя ребенка к познанию мира, развивая в нем интерес исследователя. Это значит, что ни один вопрос сына или дочери не должен остаться без ответа. И ответ ваш не будет звучать как «отстань, мне некогда!»
Если малышу в коляске достаточно сказать: «Посмотри, какая красивая радуга!» — то крепко стоящему на ногах уже нужно добавить, что это преломление света. Дальше — больше.
Помните, что воспитывать легче, чем перевоспитывать. Так что план по воспитанию ребенка должен быть обдуман ещё до его рождения. Хотя бы в общих чертах. А дальше — дорогу осилит идущий.