А ведь так хочется, чтобы ребенок начал учебу без стресса, с хорошими результатами, легко и уверенно! Для этого стоит повторить материал прошлого года. Восстановить приобретенные, но подзабытые умения и навыки. В связи с этим хочу дать несколько рекомендаций, проверенных опытом учителя и репетитора.
Когда начинать повторять материал?
Приступить к повторению материала лучше всего за 4−3 недели до начала учебного года. Но даже если у вас осталась в запасе только одна неделя, стоит воспользоваться ею, чтобы как минимум настроиться на рабочий ритм.
В каком объеме повторять?
Важно понимать, что невозможно повторить материал в объеме годового курса, да этого и не требуется. Важно обозначить приоритеты.
Загляните в учебные программы по предметам, их можно найти в Интернете, там всегда выделяются основные знания и умения, какими должен владеть школьник по окончании курса. И скорее всего, вам известно, какую тему из курса прошлого года или, может, даже раньше ребенок усвоил слабо, именно ей нужно уделить усиленное внимание при повторении.
Как часто заниматься и какова длительность занятий?
Тоже важный вопрос. Ребенок не должен испытывать перегрузки и усталость еще до начала регулярных занятий. В идеале, он не должен испытывать этого негативного эффекта и в течение школьного года.
Но особенно важно осуществить именно плавное, без стресса вхождение в ритм занятий. Для этого лучше выбрать наиболее подходящее ребенку по его жизненному ритму время дня, заниматься регулярно, но не каждый день, и оставить свободными выходные дни, когда ребенок привык отдыхать.
На основе своего опыта могу выделить оптимальную схему: 2 дня занятий — 1 выходной — 2 дня занятий — 2 выходных. По длительности есть вилка: 25 40 минут, учитывая усидчивость и способность ребенка к концентрации. Но 40 минут — это, в любом случае, максимум. Можно варьировать длительность занятий в разные дни.
Как сделать так, чтобы ребенок охотно занимался и не уставал?
Во многом такое условие определяется выбором режима занятий, его длительности, о чем говорилось выше.
Также важен психологический настрой: это еще не школа, занятия проходят немного «понарошку», постарайтесь, где возможно, внести элемент игры или соревнования. Пусть ребенок сам организует свое рабочее место, решит, что там будет находиться, в какой тетради будет писать, какой ручкой
Как строить занятие?
Хочу поделиться схемой занятия по повторению на примере русского языка. Программа средней школы.
1. Словарный диктант (5−8 минут) до 50 слов. Слова для диктанта можно взять из списка словарных слов, он есть в каждом учебнике, также есть списки в Интернете.
2. Списать или написать под диктовку 2−3 предложения, объяснить написание слов с орфограммами. Выполнить задания на разбор (звуко-буквенный, по составу слова, синтаксический, морфологический).
3. Упражнение или отрывок текста в 2−3 абзаца на списывание.
4. Небольшой связный текст на запись по памяти. Прочитать и записать, что запомнили, или послушать и потом записать.
Структура учебного занятия имеет модульный характер, ее можно перестраивать и компоновать в зависимости от продолжительности занятия, скорости работы ученика и других факторов. Не обязательно выполнять в одном занятии все модули. Помните, что основная цель — это восстановление навыков.
Всем удачи и отличных оценок!