Не виноватых надо искать, а выстроить алгоритм действий по привлечению собственного чада к чтению книг. На самом деле приохотить ребенка к чтению очень просто и легко. Даже усилий никаких не нужно с вашей стороны прикладывать.
Скажите честно, вы сами много читаете? А ваши друзья и родственники? Собираясь за праздничным столом, вы обсуждаете новые книжки, недавно вами прочитанные? Интересуетесь новинками книжного рынка? Если для вас книги — это что-то абстрактное, то почему вы удивляетесь, что ребенок ваш к ним не тянется?
Можно, конечно, ребенка ругать, подкупать, наказывать и поощрять; это даст какой-то результат. Что-то из школьной программы будет прочитано под вашим нажимом, но не обязательно осознанно.
Способ воспитать активного читателя на самом деле один-единственный. Как только ребенок научился сидеть, мы начинаем ему читать книжку, одновременно давая её ему в руки. Книжку выбираем с красивыми картинками, интересную, которую вы читаете с удовольствием, а не зевая и чертыхаясь про себя. Дети очень восприимчивы к нашему настроению, их не обманешь показным рвением.
Ребенок подрастает, но традиция любви к чтению не умирает: каждый вечер вся семья садится с книжками и читает. Сначала это может длиться 15−20 минут, пока ребенок ещё мал; но к тому времени, когда он соберется в школу, вечернее чтение уже должно длиться от 30 до 40 минут.
Не жалуйтесь на нехватку времени, отложите в сторону все дела и читайте.
Ребенка, который с малых лет видит родителей с книгой, не надо заставлять читать, ведь дети неосознанно с самого детства копируют нашу манеру поведения.
После ужина в такой семье, как правило, все вместе дружно убирают со стола, моют посуду и предвкушают минуты, когда можно поудобнее устроиться с книжкой. Она не обязательно должна быть бумажной (хотя совсем без таких книг не обойтись) — читаем с ноутбука и с компьютера, с планшета и телефона.
Читать всем вместе — это только первый шаг.
Второй шаг — обязательное обсуждение прочитанного. Надо делиться мнением, учить ребенка разбираться в книгах, а не читать всё подряд, любую бессмыслицу.
Решительно отметайте книги с ненормативной лексикой, со сценами жестокости и насилия. Не пускайте в свою жизнь никакую грязь. Это очень важно. Ребенок должен расти в гармоничном мире; тогда подростком он не вляпается ни в какую дурную компанию, не позволит главенствовать над собой кому попало и ни у кого не пойдет на поводу.
Привычка отстаивать своё мнение, заложенная вами в детстве при совместном обсуждении прочитанных книг, поможет ребенку быстро адаптироваться в любом обществе, научит разбираться в людях, давать оценку собственным поступкам.
И последнее. Высказывая свое мнение о прочитанном, о героях того или иного произведения, ребенок должен приводить аргументы в защиту своих взглядов. Просите его зачитывать моменты, показавшиеся ему наиболее интересными, яркими, запоминающимися или подчеркивающие его точку зрения.
Не пропускайте описания природы. Пусть ребенок подумает, для чего оно здесь. Так вы приохотите его не только к чтению, но и разовьете речь, что сослужит ему в дальнейшем прекрасную службу.
Пока дети малы, они все любят рисовать, так что можно предложить малышу придумать свои рисунки к книжке. Не надо позволять маленькому ребенку уставать за чтением. Можно всячески разнообразить этот процесс, чтобы он изначально не превратился в надоедливую рутину.
Ведь дети разные. Непоседам трудно поначалу привыкнуть к спокойному и вдумчивому чтению. Пусть ребенок в лицах изобразит тех, о ком читает. Или, например, расскажет о собачках, которых видел в жизни, если книга о собаке.
Этот вечерний час, потраченный на совместное чтение и обсуждение, когда дети вырастут, будет вспоминаться потом как самые драгоценные моменты вашей жизни. Никакой лишний заработанный рубль, никакая карьера не даст вам такого ощущения полного счастья, как беседы с собственным ребенком после тихого шелеста страниц в его компании.