Что стоит учитывать, приняв решение купить мебель на заказ, чтобы потом не утешать себя бутылочкой вина или флакончиком с валерианкой? И как быть, если нарушены сроки договора купли-продажи? Несколько полезных советов:
1. Отзывы. Первое, на что стоит обратить внимание при выборе компании-производителя мебели — отзывы о ней в Интернете. Не поленитесь, поищите, что пишут пользователи. Наличие отрицательных мнений — это еще не беда, нельзя всегда быть безупречным, но если негатива существенно больше позитива, то стоит присмотреть другие варианты.
2. Замерщик. Выбрали компанию, вызвали замерщика. Обратите внимание на пунктуальность и обязательность этого персонажа. Он как вешалка для театра, с него все начинается. Если он обещает перезвонить, приехать, прислать макет, но не появляется, нарушая договоренности, то чего же ждать от других представителей продавца? Кстати, хорошо если замерщик приезжает с профессиональными измерительными приборами, а не просто с рулеткой.
3. Договор. Замерщик оказался добросовестным, вас все устроило, и вы готовы подписывать договор. Внимательно изучите условия его расторжения, сроки изготовления заказа и очень тщательно проверьте соответствие того, что там прописано, тому, что вы обсуждали с продавцом, ошибки могут быть сделаны и не специально: размеры, материалы всех частей, названия цветов, комплектация
4. Дополнительные траты. Имейте в виду, что к цене договора могут добавиться многочисленные дополнительные траты, и лучше узнать о них заранее и понять, готовы ли вы к ним. Отдельно, как правило, оплачивается: доставка (отдельно — доставка за МКАД), подъем на этаж, сборка, подключение электротехники (если это кухонный гарнитур), дополнительные прорези (например, под розетки).
5. Дополнительные задержки. Также скрытые тонкости могут быть в пункте договора «Сроки изготовления». К примеру, вам сказали, что заказ будет готов через 45 рабочих дней. Обратите внимание, что традиционно оговорены именно рабочие, а не календарные дни.
Но, допустим, вы это знаете и рассчитываете, что примерно через два месяца будете сидеть на новом диване или разложите, наконец, разбросанные везде вещи в новом шкафу. Однако к оговоренному сроку может добавиться время на доставку, а это до двух недель, а также время на сборку, на сборщиков может быть очередь, и они не смогут приехать сразу, как мебель будет у вас.
А если вы заказали, например, кухню с каменной столешницей, то последнюю тоже придется подождать дополнительно. Ее точные параметры измеряют только после установки гарнитура, потом еще пока сделают, привезут, установят…
Так что если вы делаете ремонт и вам нужна новая кухня — лучше озаботиться ее выбором, как только у вас начали отдирать старые обои, так как если это не готовый вариант из бюджетных магазинов, то получите вы ее в готовом виде месяца через три.
6. Получение заказа. Тут возможны варианты. Сначала рассмотрим хороший сценарий — вам все привезли, как обещали. Прежде, чем подписывать акт о сдаче-приемке и платить оставшуюся сумму за покупку, внимательно осмотрите заказ на предмет царапин, сколов, потертостей и, конечно, комплектации.
Хорошие крупные фирмы могут принять у вас претензию и позже, после начала эксплуатации мебели, но от более мелких добиться чего-то, после того как вы подписались под строчкой «претензий не имею», крайне трудно. Если что-то не устраивает — сразу отдавайте назад и требуйте замены, укажите недочеты в акте сдачи-приемки, уточните, у кого можно узнавать о процессе замены бракованных деталей.
Если вас не устраивает весь заказ, то по Федеральному закону от
07.02.1992 № 2300−1 ФЗ «О защите прав потребителей» вы вправе от него отказаться полностью и требовать вернуть аванс.
Но нужно быть готовым к тому, что просто так вам деньги, скорее всего, не вернут. Придется жаловаться как минимум в Роспотребнадзор.
7. Несоблюдение сроков договора. Теперь плохой сценарий: все сроки по договору купли-продажи прошли, а ваша мебель даже не маячит на горизонте. Что делать?
Писать досудебную претензию. Ее образцы легко найти в Интернете. В ней вы прописываете, хотите вы получить мебель в конкретный срок или желаете вернуть уже заплаченные деньги. И в любом случае просите выплатить неустойку (пени) за нарушение договора в части установленного срока «передачи предварительно оплаченного товара потребителю». Как правило, в своих договорах компании прописывают пени в размере 0,1% от суммы аванса.
Но, опять же по закону «О защите прав потребителей», продавец должен выплатить за каждый день просрочки неустойку в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара.
Реклама
И закон имеет приоритет перед любым договором. Так что исходите именно из этой цифры.
Претензию вам нужно отвезти в недобросовестную компанию и передать любому сотруднику, но обязательно под подпись. Чтобы потом в суде вы могли доказать, что предлагали продавцу добровольно урегулировать спор.
Проще и надежнее выслать претензию на юридический адрес компании заказным письмом с уведомлением о получении. Если в течением оговорённого в претензии срока (как правило, 10 дней) никаких вестей от компании не поступает, можно идти в суд. Никаких сверхзатрат, по крайне мере, финансовых, это не потребует, нужно будет лишь оплатить небольшую госпошлину.
А чтобы нервы были целее, лучше заказывать товары там, где аванс за них минимален и уж точно не превышает 50% итоговой стоимости. Удачи с покупками!