Ценность брака в системе иудаизма очень велика. Когда появляется опасность, что брак может быть разрушен, прикладывается максимум усилий, чтобы спасти его. Тем не менее, иудаизм признает, что в некоторых случаях развод является единственным реальным решением проблемы. Еврейский развод требует написания и вручения гета — документа о разводе.
Супруги, оформившие развод в гражданском суде, но не прошедшие еврейской процедуры развода, с точки зрения еврейского закона остаются супругами. Это означает, что вступая в новый брак без оформления гета, они совершают прелюбодеяние.
Новое замужество женщины, не получившей гет от своего бывшего мужа, чревато очень серьезными последствиями. Поскольку развода, по сути дела, не было, второй муж вступает в интимные отношения с женщиной, которая все еще замужем за другим. Ребенок, родившийся в результате такой связи, — мамзер. Мамзерут (пребывание в положении мамзера) — это одна из самых трагических ситуаций. Хотя на них нет собственной вины, мамзеры не могут вступить в брак с евреем и стать членом общины.
Если муж отказывается дать жене гет, она становится агуна и не может вступить в новый брак. Нельзя ни принудить мужа дать гет, ни аннулировать брак. Гет дается мужем только по собственной воле. Может сложиться и обратная ситуация. Жена может отказаться принять гет. И в этом случае ничего не сделать. Гет имеет силу только тогда, когда добровольно передан и добровольно получен.
Процедура развода в Израиле относится к сфере семейного права, она непосредственно связана с религией. В соответствии с нормами семейного права, для того, чтобы определить процедуру развода, необходимо знать, какова религия супругов, или же они оба, или один из них, атеисты. Ответ на данный вопрос даёт специальный документ под названием «Тамцит ришум», дословный перевод на русский — выписка из записи личного дела, которая хранится в Министерстве внутренних дел Израиля (МВД) и которую можно получить тут же на месте каждому гражданину на себя бесплатно.
Дело в том, что каждый родившийся в Израиле или приехавший как репатриант, передаёт данные о национальности и религии в МВД Израиля, заполняя специальные документы, подтверждающие еврейство. Делается это либо в момент получения удостоверения личности, либо когда родители оформляют свидетельство о рождении ребёнка. Естественно, нельзя так просто записаться евреем, еврей может быть записан в разделе религия только как еврей, и никакая другая религия или прочерк невозможны. В отношении других религий и национальностей нет проблем, то есть русский свободно по приезду в Израиль может записаться белорусом или наоборот. Для Израиля это роли не играет.
Закон определил, что развод и брак между евреями возможен только в раввинатском суде, и поэтому оформление его в другой стране в гражданском суде чревато проблемой непризнания развода или брака в МВД.
А как быть со смешанными парами, где, например, супруг еврей, а супруга русская, или оба не евреи? Для этого в конце 60-х годов прошлого века был принят закон, который предусмотрел, что для того, чтобы развестись, данным парам следует обратиться к председателю Верховного суда Израиля со специальной просьбой, чтобы он определил, какой суд (по семейным делам или религиозной общины одного из супругов и в каком городе) может развести стороны.
Просьба подаётся с обязательным указанием религии и национальности сторон, с приложением подлинника «тамцит ришум» из МВД от обеих сторон, просьба может подаваться обеими или одним супругом. Если в разделе «религия» стоит прочерк, то есть религия не определена, то следует предоставить в Верховный суд заявление человека, подтверждающего, что данное лицо — атеист и не принадлежит ни к какой религиозной общине. Если один из супругов относится к одной из вышеперечисленных общин, то есть еврей, или мусульманин, или православный, то суд направляет документы на заключение данного религиозного суда и спрашивает его мнение по поводу места развода.
Чаще всего развод происходит в суде по семейным делам. Там процедура формальна и быстра, если есть согласие супругов. Но если нет согласия, либо один из них вообще не в Израиле, то бракоразводный процесс может быть долгим, и суд по семейным делам потребует заключение юриста по семейному праву, который должен будет ответить на главный вопрос — нет ли противоречий или ограничений с точки зрения права страны заключения брака, поскольку браки смешанных пар в Израиле запрещены. Суд по результатам слушаний выносит решение о разводе и даёт письменное решение, обязательное для исполнения МВД. Суд также вправе утвердить договор об урегулировании имущественных споров между супругами, например, о разделе квартиры или иного имущества, алиментах, воспитании детей.
Счастливого вам брака и счастья в семейной жизни.
Источники:
Еврейская энциклопедия.
Дмитрий Баксанский «Развод в Израиле»