У годовалых детей своеобразные и специфические отношения со временем и окружающими предметами. Предметы и люди не являются чем-то устойчивым и стабильным в восприятии ребенка. В течение первого года дети живут по принципу «с глаз долой — из сердца вон»; если они чего-то не видят, то этого нет, — для них, конечно. Так, младенец тут же утрачивает интерес к накрытой одеялом игрушке, даже если продолжает держать ее в руках.
Что касается времени, то годовалый ребенок пока не в состоянии осмыслить сколько-нибудь продолжительный промежуток времени. Поэтому, если мама уходит, то уходит совсем. Ребенок не знает, вернется ли самый близкий ему человек. Поэтому так переживает даже краткосрочные отлучки мамы. Став немного старше (в среднем это происходит к полутора — двум годам), ребенок утвердится в «постоянстве» мамы и будет переживать намного меньше.
Для того чтобы сформировать у ребенка ощущение стабильности отношений, традиционности событий, хорошо подходит такая форма отношений, как ритуалы.
Если ваше общение с ребенком не насыщено ритуалами, попробуйте это сделать. Пусть для многих привычных действий появятся свои традиции: для приветствия, для прощания, для отхода ко сну. (РИТУАЛ (от лат. ritualis — обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности.)
В нашем случае ритуал — выверенная последовательность устраивающих и ребенка, и маму действий, позволяющая безболезненно привести к желаемому результату.
Подумайте, какие Ваши действия могли бы успокоить ребенка, настроить его на Ваш уход. Например, перед уходом Вы ставите ребенка на подоконник (дети годовалые, да и более старшие, это очень любят), разговариваете с ним о том, что есть за окном. Показываете, в какую сторону Вы собираетесь идти, с какой стороны будете возвращаться, говорите, что очень любите и уходите.
Ритуалом может быть любой набор действий, который Вам было бы приятно повторять вместе с ребенком перед каждым Вашим уходом.
Например:
1. Покружиться с ребенком в прихожей, подкинуть вверх и поцеловать в нос, после чего начать собираться. Объясняя во время выполнения ритуала, куда и зачем Вы уходите, и почему это Вам необходимо.
2. Вместе сделать обход всей квартиры. Это можно сопровождать обсуждением того, что вы вместе будете делать после вашего возвращения, например, «…а когда я вернусь, мы с тобой будем собирать пирамидку с клоуном…». Также можно обсудить, что ребенку предстоит сделать за время вашего отсутствия, особо при этом подчеркивая, что дел много, а времени у него почти нет, ему надо торопиться, чтобы успеть сложить кубики в коробку, машинки поставить в гараж, книжки поставить на полочку.
3. Придумать (или взять уже имеющуюся) игру. Например, игра «Стенка, стенка, потолок» здесь была бы очень уместна. Правила ее очень просты: слова сопровождаются прикосновениями. «Стенка» — нежно касаемся пальцем детской щечки, «стенка» — прикосновение к другой щечке, «потолок» — палец касается лба, «две ступеньки» — прикасаемся к подбородку и нижней губе ребенка, «дзинь! — звонок» - слегка нажимаем на носик. «Звонить» в нос можно со словами: «Я тоже скоро приду и так же позвоню в звонок». Очень скоро ребенок может взять инициативу в этой ритуальной игре на себя и предложить, например, не пальчиком прикасаться к лицу, а целовать. Или захочет сам проводить эту игру с вами. Будьте к этому готовы.
4. Все, на что хватит фантазии.
Определите, чем приятным Вам хотелось бы заниматься с ребенком перед уходом из дома. Возможно, ребенок начинает капризничать не по поводу Вашего непосредственного ухода, а лишь чувствуя Ваше собственное напряжение… Тогда стоит подумать о том, что чаще всего ребенок весел и спокоен, когда мама пребывает в таком же состоянии.