Родители как будто разделились на два лагеря. Одни требуют оставить детей в покое и вернуть им детство с его беззаботными играми и сном по полдня… Другие со знанием дела обсуждают методики для занятий со своими малышами, покупают специальные звенящие кубики и буквари, стоит только ребенку начать ходить.
Плюсы
+ Общение с ребенком. Какими бы ни были занятия, игры и уроки, вы занимаетесь вместе. Мама или папа проводят с ребенком время за чем-то интересным. Вы сидите рядом, вы разговариваете, вы смеетесь… Вот это взаимодействие с родителями — самое важное дело для правильного психического развития малыша.
+ Новая информация. Ребенок, занимаясь, узнает много нового и интересного. Он, конечно, в любом случае узнает, кто такой медведь, и поймет, как выглядит лиса, ведь вы читаете ему сказки… Но с помощью развивающих книжек, например, с карточками и фотографиями животных, такими как «Мир вокруг меня. Животные», ребенок узнает, как медведь и лиса выглядят на самом деле, а не на рисунках.
+ Благодаря развивающим занятиям мозг малыша постоянно работает. Вы как будто приучаете его учиться. А поскольку в раннем детстве мозгу легко и просто запоминать, учить и понимать, ребенок тренируется без напряжения. Зато потом, в школе, голова будет с легкостью все понимать, ведь мозг уже привык работать и делает это, как хороший механизм!
+ Раннее развитие — это не обучение счету. Это развитие логики, мышления, навыка, который поможет в будущем считать. Это как бы подготовка «базы» к дальнейшему обучению. Научиться читать легче, если ты уже хорошо знаком с буквами, научиться писать совсем несложно, если ты уже умеешь рисовать ровные линии и кружочки. Так что, чем лучше вы подготовите малыша к началу обучения, тем легче он будет учиться.
+ Раннее развитие приучает заниматься. Не получится так, что малыш бегал, прыгал, смотрел мультики, а потом — бац — и ему уже нельзя бегать и прыгать, а нужно сидеть за столом и внимательно слушать. Так вот регулярные, хоть и недолгие и несложные занятия «научат заниматься», научат малыша усаживать себя за стол, даже если не очень-то и хочется. Ему будет легче мотивировать себя как в школе, так и в институте.
+ Это похвалы, которые необходимы всем. Мама, занимаясь с ребенком, чувствует себя молодцом, потому что она хорошая мать! Ребенок, выполняя простые и интересные задания, слышит похвалы от мамы, видит одобрение, а это очень важно для его самооценки.
+ Занятия помогут вам разглядеть,
Минусы
— Иногда родители увлекаются. Раннее развитие становится для них целью. Обидно, что ребенок тут уже ни при чем. Это цель самого родителя — доказать и показать, как он может, каким крутым родителем он может быть, ведь у него такой развитый малыш. Давайте все-таки помнить, для кого мы это делаем. И помнить, что это общение, а не гонка.
— Занятия с ребенком — дело хлопотное. И мама, которая и так-то всю себя отдает малышу, может совсем забыть о себе. Важно помнить, что раннее развитие, занятия — все это должно быть в радость и, конечно, по мере сил.
— Делая раннее развитие своей целью, родители забывают о ребенке. Они смотрят в книжки, они изучают методики, но не замечают,
— Фанаты раннего развития иногда не замечают того, что их ребенок не готов к занятиям. Любой навык развивается в соответствии с биологическим возрастом. Организм (как мозг, так и пальчики) должен быть готов к обучению и освоению навыка. Важно в занятиях ориентироваться не на свое желание похвастаться, что малыш у вас вундеркинд, а на готовность ребенка прежде всего. Если малыш не готов, а вы ждете от него ровную линию и чтение вслух, он услышит от вас не похвалу, а замечания, и увидит разочарование. Для маленького ребенка это кошмарный сон и вдребезги разбитая уверенность в собственных силах.
— Непонятные занятия, давление взрослого, развитие не по возрасту — все это может сослужить плохую службу. Малышу станет трудно, неинтересно, ваши уроки будут для него мучением и появится мысль, что учиться — это ужасно. Как думаете, что дальше? А дальше — вечное «не хочу-у-у-у в школу!».
По мотивам весенней коллекции книг «Растем вместе», издательство Clever.
Что еще почитать по теме?
Раннее развитие ребенка — где проходят границы разумного?
Раннее развитие или ребенок, «лишенный детства»?
Раннее развитие. В чем особенность методики Сесиль Лупан? Мифы и реальность