Насколько бы ни были удачными или неудачными реформы системы образования, она остается жесткой системой, со своими плюсами и своими минусами. И два главных рычага давления этой системы непосредственно на школьника — это учителя с одной стороны и родители с другой.
Именно личностная реакция учителей и родителей на учебу ребенка во многом определяет его успехи на этом поприще. Перефразируя, не так страшна учеба в школе, как наше (взрослых!) к ней отношение.
Четыре атрибута школьного образования ниже — самые проблемные, по мнению большинства педагогов и психологов. Проверьте, как дело с ними обстоит в вашей семье.
Вы ЗОЖ в школе не встречали?
Два урока физкультуры в неделю, да наличие горячих обедов в столовой — вот, пожалуй, и все полезности, которые можно в школе найти. Сидячие уроки, короткие перемены, гигантские домашние задания. Бесконечные простуды. Сколиоз, гастрит и плохое зрение к выпуску.
Что делать?
Выстраивать правильный режим дня дома. Вовремя ложимся спать (и сами в том числе!), вовремя встаем. Зарядка, душ, завтрак. Дома — полноценное здоровое питание, а газировка-чипсы-шоколадки — в разумных пределах. Выходные — на природе. Но не автомобиль и шашлыки, а прогулки, походы, бадминтон, лыжи/коньки/велосипеды…
Расписание: пере (за)грузка
Нам часто кажется, что школьной программы недостаточно. Мы считаем, что наш ребенок должен быть первым во всем. И начинается: кружки, секции, репетиторы, ни дня без занятий, ни минуты покоя. А заканчивается часто одним: истощенная нервная система плюс абсолютная неспособность определиться с профессией.
Что делать?
Расставьте приоритеты. Посоветуйтесь с психологом и смело урезайте дополнительные занятия. У ребенка должно быть время на побыть с самим собой, пообщаться с друзьями, отключиться от постоянного «достигаторства» по всем фронтам. Усталый мозг не будет воспринимать информацию, вне зависимости от мотивации учащегося и методики преподавателя.
«Будешь плохо учиться — станешь дворником»
Эта и другие подобные установки, как из рога изобилия, часто осыпают школьника с двух сторон: и от учителей прилетает, и родители закатывают истерики. Учителя таким образом пытаются, не всегда осознанно, достучаться до отстающих. А родители? Заставить ребенка реализовать свои старые амбиции?
Что делать?
Если заметили за собой подобные высказывания — срочно меняйте свое отношение в первую очередь. Вашему ребенку в жизни не нужны будут школьные оценки. Ему нужны будут умение учиться самостоятельно, организовывать себя и свои ресурсы, налаживать и поддерживать контакт с людьми. И нотации никак ему не помогут получить эти полезные навыки
.Предэкзаменационная истерия
Успеваемость. Победы на олимпиадах. Результаты экзаменов. Министерство давит на городских чиновников, те — на директоров школ, директора — на учителей, учителя, в свою очередь… на детей, конечно. Печальный сценарий, но часто встречается. И дети, особенно ответственные и сознательные ребята, легко подхватывают общую истерику.
Что делать?
Не поддаваться самим. И пресекать истерику ребенка. Нет смысла зубрить материал и тренироваться в заполнении бланков 24/7. Есть смысл сесть и обсудить:
а) куда хотим поступить и что будем сдавать;
б) какой будет график подготовки к экзаменам и в каких темах нужна помощь учителя или репетитора;
в) в какие дни и часы — отдых от занятий;
г) запасной план действий на случай, если все плохо — где и когда пересдать, куда пойти учиться, какие колледжи будут трамплином в нужный вуз.
Итак, девизом вашей семьи на это непростое время должно стать: «Спокойствие, только спокойствие!» Вашему ребенку, вероятно, кажется, что сейчас решается вся его дальнейшая жизнь. Но вы-то, с высоты своего опыта, прекрасно знаете, сколько еще развилок и возможностей встретится на его жизненном пути. Главное сейчас — чтобы школьник чувствовал вашу поддержку и вашу в нем уверенность. Тогда никакое нагнетание атмосферы учителями или одноклассниками никак его не затронет.