Существует множество пособий о том, как мотивировать детей на успех, учебу и так далее. Разве что вот на поедание полезной каши детей не мотивируют, а просто уговаривают старорежимными способами — с помощью песенок, плясок мамы или бабушки с ложкой (в исключительно тяжелых случаях подключают папу). Все же остальное положено мотивировать, и мотиваторы тщательно регламентированы, на каждом имеется соответствующий ярлычок, сообщающий, к какому именно случаю он должен применяться.
И все бы хорошо, вот только почему-то большинство этих мотиваторов не работает. А ведь так красиво описаны, что просто обязаны срабатывать со стопроцентной гарантией. Но… не работают и все тут! Хоть тресни!
Не спешите делать выводы, что прежние методы были хороши, а современные мотиваторы плохи. Они не плохи. Проблема на самом деле вовсе не в них. Нельзя обвинять инструмент, если его используют неправильно.
Основная проблема с неработающими мотиваторами для детей в том, что редко кто дает себе труд ответить на вопрос: а почему вообще потребовались ребенку мотиваторы?
К примеру, зачем ребенку мотиватор на поедание полезной манной каши, совершенно ясно: ему эта полезная каша вовсе не представляется вкусной, а о пользе малыш имеет самое отдаленное понятие. Вот и приходится мотивировать его, скажем, любимым клубничным вареньем, добавляя его в невкусную, но такую полезную кашу. То есть мотиватор в данном случае необходим, чтобы как-то компенсировать вкус. Это очевидно, и поэтому вопросом о том, для чего нужен мотиватор, не задаются. Но когда речь идет об учебе, то ситуация гораздо менее очевидна, чем в случае с манной кашей.
От природы любой ребенок нацелен на познание мира, то есть на учебу. Это относится и к человеческим детям, и даже к животным. Определенное время ребенок учится, усваивает базовые знания, которые позволят ему самостоятельно выживать, «охотиться» без помощи родителей, и природа позаботилась о том, чтобы мозг малыша мог усвоить гигантское количество информации, поступающей со всех сторон, и даже не просто запомнить, но каталогизировать, осмыслить. Титанический труд! И ребенок занимается им с охотой и радостью. Но в какой-то момент — стоп! И он уже больше не хочет учиться, процесс познания перестал представлять интерес, доставлять удовольствие. Вот тут-то и требуется применение мотиваторов.
Вот только прежде, чем применять те или иные мотиваторы, нужно определить причину, по которой они вообще потребовались. А причины могут быть различными.
Нередко случается, что отсутствием интереса к учебе страдают «домашние» дети — те, которые не посещали дошкольные детские учреждения, воспитывались дома, а затем пошли в школу.
И тут можно прыгать, танцевать, закармливать ребенка конфетами, уговаривая его делать уроки, применять разнообразные мотиваторы, рекомендуемые психологами, — и все впустую. Если не понять простую вещь: ребенок просто растерялся, оказавшись среди сверстников, для него такая ситуация — новый опыт, который нужно осмыслить, состояние, к которому необходимо привыкнуть. Ему нужно научиться общаться со сверстниками, а на
Так что прежде, чем мотивировать ребенка на учебу, его необходимо мотивировать на жизнь в коллективе, на адаптацию в социальной среде. И только после того, как эта адаптация успешно завершится, можно приступать к следующему этапу — мотивации к учебе. Кстати, желание учиться может восстановиться вполне самостоятельно, как только исчезнут внешние сложности.
Завышенные требования к ребенку тоже могут привести к отсутствию интереса к учебе: никто не хочет выполнять бессмысленную работу, а ведь при завышенных требованиях любых усилий будет недостаточно. В результате можно применять множество мотиваторов, но если не устранена первопричина этой проблемы — ни один не сработает.
Еще одна ошибка, которую нередко совершают родители, пытаясь мотивировать ребенка на учебу: несвоевременное применение мотиваторов. К примеру, первокласснику объясняют, что при хорошей успеваемости он сможет поступить в престижный вуз. Вот только для первоклассника это — не мотиватор. Ему до вуза еще далеко, а в сознании ребенка такое время вообще укладывается с трудом, ведь это больше, чем он прожил! Так что, по мнению ребенка, еще есть масса времени, чтобы хорошо учиться, а пока можно заняться и другими, более интересными делами.
Другое дело, когда подобный мотиватор предлагается в старших классах. Подросток уже задумывается о самостоятельном будущем, и приманка в виде престижного вуза вполне может мотивировать его на учебу.
Применяя к детям мотиваторы, необходимо помнить: они должны соответствовать моменту, возрасту ребенка, его осознанию собственного будущего (например, для первоклассника лучшим мотиватором будет не престижный вуз, а поездка куда-либо, даже конфета за хорошую оценку подействует лучше!), а главное — учитывать, что именно послужило причиной потребности в мотиваторах. И тогда воспитательному процессу будет сопутствовать успех.