Как это было в СССР?
Дежурили по очереди, «по партам», по одному дню. Учитель напоминал о дежурстве, например: первый ряд, первая и вторая парты, потом третья и четвертая, и так далее. Обычно это были 2 мальчика и 2 девочки.
Мальчики по очереди приносили тяжелое металлическое ведро с водой, поднимали стулья. Девочки мыли доску и подметали. Потом все четверо, опять же, по очереди, мыли свою часть пола. Класс очень хорошо делился на 4 человека: первый ряд, второй ряд, третий ряд и часть пред доской, которую называли «проход».
На дежурство уходило около часа. Классный руководитель практически всегда находился в учительской, а значит можно было поноситься между столов, тем более что стулья убраны и простора больше. Предприимчивый троечник всегда предлагал вместе решить алгебру и чаще получал согласие. Если кто-то сильно спешил, а такое было редко, он мыл первый ряд и уходил.
Практически никто и никогда не прогуливал дежурство. Такое могло произойти, только если ученик забыл, что он дежурный. Уроки, бывало, прогуливали, а дежурство — нет. И уж тем более, родители никогда не просили отпустить с дежурства или освободить. Они вообще были на работе и по поводу задержки не то чтобы не переживали, они о ней и не знали.
Справедливости ради, надо отметить, что у тогдашних учеников в день было не больше 5−6 уроков. Основная масса учеников жили рядом со школой, и только единицы ездили домой на общественном транспорте. Занятия в кружках, секциях и музыкальной школе никак не мешали дежурству. Все секции и кружки были рядом, ходили туда школьники одни, без сопровождения взрослых.
Машин на дорогах было меньше, а значит, переходить улицу было относительно безопасно. Маньяки и педофилы в темное время суток в каждом подъезде тоже не сидели.
В общем, дежурство было неотъемлемой частью школьной жизни. Настолько неотъемлемой, что в отмену ленинского зачета верилось больше, чем в отмену дежурства.
Как это будет сейчас?
Казалось бы, инициатива должна быть принята на «ура». Плюсы дежурства, кроме очевидной пользы физического труда, еще и в том, что:
- Это совместная трудовая деятельность одноклассников. В последние годы их объединяет больше деятельность учебная.
- Это умение работать в команде. Необходимо равносильно распределить обязанности, выполнить свою часть работы и добиться общего результата.Реклама
- Это «живое», не виртуальное общение.
На первый взгляд, это хорошо для трудового воспитания ребенка. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Делать уроки вечером, после второй смены, конечно же, крайне вредно для здоровья. Но увы, в некоторых семьях в силу ряда причин принят именно такой распорядок дня. Опять же, в позднее время суток, если ребенок возвращается один, его поджидают педофилы и маньяки. Да, родители должны встретить, но не все будут это делать.
У современных детей дни расписаны буквально по минутам.
Если его ждет тренировка перед поездкой на соревнование или занятие перед участием в серьезном конкурсе, то вряд ли он предпочтет дежурство в классе этому важному мероприятию. И совершенно точно, что родители в таком случае попросят отпустить своего ребенка с дежурства. А то и будут жаловаться, если тот сам не смог отпроситься. Тогда получится, что одна часть класса получит привилегии в виде освобождения от дежурств, а другая начнет возмущаться, потому что «чем они хуже».
Сейчас не те времена, когда почти все в школе было бесплатным и дежурство детей органично вписывалось в школьную
жизнь. Родители уже привыкли, что за многое они платят. Деньги собираются на покупку учебников, не все выдаются бесплатно. В некоторых школах есть платные уроки, почти во всех — попечительский совет. А еще экскурсии, ремонт и прочие нужды класса. А когда выяснится что, несмотря на все эти финансовые вливания, дети должны сами мыть класс, то найдутся и просто недовольные, и те, кто не поверит в то, что из собранных средств администрация школы не присвоила себе часть денег за якобы сделанную уборку.
У учителей появится еще одна обязанность: организация дежурства и контроль за его выполнением. А они, как известно, не в восторге от размеров своей заработной платы.
Возникает вопрос: есть ли смысл пытаться войти в одну и ту же реку дважды? Получится ли «втиснуть» старые традиции в новые реалии школьной жизни? Не обернется ли ли это дополнительными школьными проблемами?