И причина конфликта и непонимания лежит в том времени, когда ребенку было 2−4 года от роду. Именно в этом возрасте решается вопрос: быть или не быть доверительными отношениям между родителями и ребенком. Ведь отсутствие доверительных отношений в раннем детстве и создает ситуацию, когда впоследствии у ребенка появляются секреты от родителей, когда мнение мамы или папы не является авторитетным, когда, ничего не зная и не умея в жизни, ребенок идет ва-банк, набивая шишки, которых можно было бы избежать. Но он упорно доказывает всем, и прежде всего родителям, что «справлюсь и без вас».
Многие, наверное, удивятся: «О каких доверительных отношениях может идти речь, если ребенку 2−3 года, если он весь виден и понятен?» Виден — да. Но понятен ли?
Реклама
Давайте представим ситуацию: 3-летний малыш запускает бумажный самолетик. Сначала все идет хорошо — самолетик недалеко отлетает, падает, малыш берет его и снова запускает… Но в очередной раз порыв ветра подхватывает легкую бумажную конструкцию и самолетик перелетает через высокий забор, преодолеть который ребенку не по силам. Ребенок громко и горько плачет. Его мама, разговаривающая на детской площадке с другими мамочками, кричит ему: «Да не плачь ты! Новый сделаем».
Проходит минута, другая, ничего не меняется — самолет за забором, мальчик плачет, мама сидит на детской площадке. Я уже давно поняла очень важную вещь, что если родители ведут себя честно с ребенком, значит, относятся к нему серьезно. Но мы часто не обращаем внимания на наше взрослое вранье.
А что же произошло в описанной ситуации и произошло ли вообще? Да, произошло. В детско-родительских отношениях мамы и малыша наметилась малюсенькая, невидимая, но трещинка. Ведь у него — неподдельное горе, он плачет, он потерял предмет, который приносил ему удовольствие, радость, и сейчас он переживает настоящее маленькое горе.
И кто же рядом с ним? Пенсионерка, не сумевшая пройти мимо плачущего ребенка, и случайный прохожий, который услышал разговор бабушки-пенсионерки и малыша и полез за самолетиком через забор. А вот мамы, которая должна была если не достать самолетик, то хотя бы просто утешить ребенка и успокоить его, рядом не было. И она не понимает, что начинает терять
Подобные ситуации, повторяясь раз за разом, становясь все более сложными по мере взросления ребенка, дают ему понять (хотя и неосознанно), что-то, что горе для него, не является таковым для мамы, что у них разные взгляды на вещи… Да и зачем вообще что-то рассказывать маме, если ей это просто неинтересно, если для нее это неважно.
А вот когда ребенку 7−9−12 лет и мы спохватываемся, зачастую бывает слишком поздно. Ребенок уже четко определил для себя, чем он готов поделиться с родителями, а что относится исключительно к его собственному миру, в котором есть место только для тех, кто его слышит и понимает, но в который, по понятным причинам, он решил не пускать даже самых близких людей.
Принимая каждое событие в жизни своего ребенка как важное, обсуждая его с ним, объясняя происходящее, мы — родители — обучаем детей отделять действительно важное от сиюминутного, обучаем строить отношения и правильно оценивать происходящее. Но самое главное, постоянно и доверительно общаясь с малышом, мы учим наших детей доверять нам.
Только тогда, когда дети будут нам доверять, мы сможем стать для них авторитетом. С ранних лет важно стать для малыша не только няней, учителем, наставником, но и прежде всего другом. Если мы сможем стать своему ребенку лучшим другом, можно будет избежать многих проблем во взрослом возрасте.
Давайте же доверять, уважать и любить своих детей. И они ответят нам тем же. А доверие наших детей дорогого стоит.