1. Игра в слова. Это знакомая нам всем с детства игра, в которой играющие должны назвать слово, начинающееся на ту букву, которая была последней в слове, названном другим игроком. Например, первый игрок называет слово «арбуз», второй игрок — «зонт», третий — «трактор»
2. Игра «Составляем предложения по алфавиту». Первый игрок составляет предложение, начальное слово в котором начинается с буквы «А». Второй игрок придумывает предложение с первым словом на букву «Б», третий игрок — на букву «В»
3. Игра «Кто что делает?». Эта игра развивает речь и интеллект ребенка. Взрослый спрашивает ребенка, чем занимается человек той или иной профессии. Например: «Что делает кондитер? врач? учитель? пекарь? поэт? композитор? дворник?
4. Игра «Понятия узкие-средние-широкие». Взрослый называет ребенку слово, являющееся широким понятием. Например, слово «посуда». Ребенок должен назвать узкое понятие, например, слово «кастрюля». Взрослый называет слово «одежда», а ребенок может назвать слово «брюки». Со временем задание можно усложнить: после названного взрослым слова, обозначающего широкое понятие, ребенок называет слова, обозначающие понятия среднее и узкое. Например, взрослый называет слово «посуда». Ребенок может ответить «стеклянная посуда» (среднее понятие) и «стакан» (узкое понятие). К названному взрослым слову «одежда» ребенок может назвать слова «верхняя одежда» и «пальто». Эта игра развивает не только речь, но и логическое мышление ребенка, а именно умение классифицировать понятия.
5. Игра «Хлопок! Еще хлопок!». Эта игра разовьет фонематический слух ребенка. Взрослый дает малышу задание: «Сейчас я буду произносить слова. Если в слове ты услышишь звук „Л“, ты должен хлопнуть в ладоши». Поиграйте с ребенком в эту игру, используя все звуки русского языка. Затем задание можно усложнить: предложить ребенку хлопать только тогда, когда он услышит нужный звук только в начале слова или только в середине. В эту игру можно играть с детьми, начиная с трех лет.
6. Игра «Составляем рассказ». Можно вместе с малышом составить рассказ или сказку. Основная нагрузка по составлению текста ляжет, конечно же, на взрослого. А малышу предложим подбирать конечные слова предложений. Например, взрослый начинает: «У котенка Барсика сегодня день…». Ребенок продолжает: «…рождения». Взрослый: «Он встал пораньше и испек красивый вкусный…». Ребенок: «…торт». Взрослый: «Вечером начали приходить…». Ребенок: «…гости». Взрослый: «Первым пришел сторожевой…». Ребенок: «…пес». Взрослый: «Потом пришла курочка со своими желтенькими…». Ребенок: «…цыплятками»
7. Игра «Меняем букву». Взрослый называет слово, в котором ребенку нужно поменять одну букву так, чтобы получилось новое слово. Например: банка-бабка, ранка, банда, балка; булка-будка, балка, белка; кошка-корка, ковка, мошка; ложка-ножка, лодка
8. Игра «Буриме». Ребенку предлагаются два рифмующихся друг с другом слова, которые должны стать конечными словами строк в придуманном им двустишии. Например, ребенку можно предложить составить двустишия с парами слов: палка-галка, банан-обман, розы-грозы, кошка-ложка, чашка-кашка
Желаю успехов вам и вашим малышам!