На всякий случай напомню, что брак может быть церковным (освящённый), гражданским (зарегистрированный в гражданских институтах, например, в ЗАГСе) и фактическим (никак не оформленное совместное проживание).
Если существование семьи прекратилось и её восстановление невозможно, но супруги были повенчаны, встаёт резонный вопрос о разводе и церковном. В отличие от светского, он возможен только когда тот из супругов, кто не был виновником развода, планирует вступить в повторный брак. Конечно, есть те, кто даже не задумается о необходимости расторжения церковного брака, но для истинных верующих (а по логике церковные браки должны заключаться именно между церковными людьми,
Церковный развод при отсутствии светского официально не прекращает брака. Хотя церковь и не должна разрешить церковный развод при сохранении зарегистрированного брака. При этом для государства светского развода достаточно: человек после него считается свободным, даже если церковный брак не расторгнут.
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, но допускает следующие причины развода, установленные Земским Собором 1917 г.: отпадение супруга от Православия, супружеская измена или противоестественные пороки, заболевание супруга проказой или сифилисом, серьёзная, неизлечимая душевная болезнь супруга, безвестное отсутствие одного из супругов более 5 лет, посягательство на жизнь или здоровье супруга или детей, оставление супругом семьи, вступление супруга в брак с другим лицом
Для получения церковного развода, или так называемого «развенчания», следует подать прошение на имя епархиального архиерея в епархиальное управление и, после рассмотрения дела, Владыка примет решение.
Если вы не знаете, что и как нужно делать, советом может помочь любой батюшка. Но в общих чертах письменное обращение к Владыке должно содержать следующее: краткая история брака с объяснением причин развода, когда и где был заключён церковный брак, копия документов о гражданском разводе.
После признания первого церковного брака «безблагодатным» человек может венчаться повторно. Если один из венчающихся участвует в этом таинстве впервые, совершается обычное чинопоследование, как в первый раз. Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам.
Конечно, каждый случай церковного развода глубоко индивидуален и требует соответствующего подхода. Зачастую даже священники имеют на этот счёт разные (и противоположные) мнения.
Но, наверное, всё же лучшим средством против церковных разводов является осознание всей серьёзности венчания. Священник в личной беседе должен выяснить, действительно ли жених и невеста являются верующими и крещёными и готовы к церковному браку. Очень часто люди венчаются из-за веяний моды или по другим причинам, не относящимся к вере. Стоит ли удивляться, что таким семьям потом требуется расторгнуть свой брак?
Родился человек, растёт, совершенствуется, добивается чего-то в жизни, достигает определенных высот, занимает определённое положение в обществе. И о нём говорят, что он состоялся. И чтобы достичь высшей степени развития, человек освящает свой брак. А решение венчаться должно быть осмысленным, чтобы потом избежать необходимости узнавать о церковном разводе.
И надеюсь, эта информация вам никогда не пригодится!