Есть галоши садовые — для дачников. Галоши из нашего детства — черные и блестящие, с традиционной красной подкладкой, которые надевают на ботинки. Галоши для валенок, взрослых и детских. Галоши для женщин — с кокетливым каблучком. Галоши для мусульман: узкий носик приподнят, задник низкий и со шпорой, чтобы снимать было удобно, такие охотно покупают в Азии и на Северном Кавказе.
Что в горских аулах, что у нас в российской деревне хорошие резиновые галоши — первое дело: и недороги, и удобны, и надежны, не протекают и долговечны в носке. Словом, не чета красивым, ярким, но непрактичным поделкам из пластика, которые служат до первого дождя, скользят по снегу, как лыжи, и ломаются на морозе.
Это простенькое, казалось бы, изделие в производстве требует основательного подхода. Каждая «галошина» состоит из десятка с лишним деталей, а процесс ее изготовления — из трех десятков технологических операций. Алюминиевую «ступню» надо обуть в трикотажную подкладку, аккуратно уложить стельку, обтянуть тонким резиновым слоем толщиной всего 0,9 мм, проклеить, окунуть в чан с лаком, вулканизировать, чтобы придать ей прочности…
Основа галошного производства в прямом и переносном смысле — полые алюминиевые формы, которые не каждый мастер сумеет изготовить. Поэтому на одной из галошных фабрик сильно переживали, когда в лихие 1990-е охотники за цветными металлами ночью через окно буквально повыуживали — вытащили удочкой из тележки — почти половину алюминиевых колодок. Как ни искали их потом в пунктах приема металлолома, так и не нашли — видно, воры успели пустить «ступни» на переплавку. Но оставшиеся колодки взяли под самую строгую охрану, а со временем и новые изготовили, более разнообразные, для современных моделей.
Вообще-то, о галошах можно написать целые тома. История их восходит к индейцам, которые перед дальними походами обмазывали ноги соком каучукового дерева, делая таким образом резиновые «подошвы». В Европе галоши прописались в XIX веке. Они быстро обрели популярность и стали символом зажиточности — их носили в любую погоду по праздникам. Так что отнюдь не случайно во времена борьбы с засильем иностранных слов в русском языке родилась классическая фраза «хорошилище грядет из ристалища на позорище в мокроступах», что в переводе с «чисто русского» означает: «Франт идет из цирка в театр в галошах».
За последние десятилетия интерес к галошам поиссяк, но вот теперь возрождается. Ассортимент этого резинового товара значительно расширился, появились дизайнерские разработки, модельеры включают галоши в свои коллекции для демонстрации на подиуме. Этак, глядишь, они вскоре и вернутся в широкий обиход.
Да уж, все в жизни повторяется!