Я задумывалась над этим вопросом. И вот к какому выводу пришла: классика отличается от беллетристики отсутствием развлекательности, большим драматизмом описываемых событий, глобальностью поставленных в ней вопросов, часто — скучным, нравоучительным сюжетом, и это все психологически подавляет ребенка. Не каждый взрослый способен выдержать такой накал серьезного отношения к жизни, трагического мировоззрения классических авторов. А мы требуем этого от детей, весь душевный строй которых нацелен на легкость и радость бытия! Отказываясь читать классическую литературу, ребенок как бы включает защитную функцию, оберегая свою психику от насилия над ней. Меня, как библиотекаря и учителя, всегда в большей степени настораживали не те дети, которые не хотят читать классику, а те, которые ее читают под воздействием мнения взрослых.
В одной из телевизионных программ Юлии Меньшовой «Наедине со всеми» актер Армен Джигарханян очень тонко подметил, что «любой процесс воспитания есть насилие над личностью». Совершенно с этим согласна. Пытаясь сформировать из ребенка «правильного человека», мы часто прибегаем к психологическому насилию над ним. Вопрос воспитания (каким оно должно быть?) — наверно, самый сложный на свете и не имеет одного единственного ответа. Это касается не только школьных учителей, но и родителей. Знаю такие примеры, когда пытаясь добиться от ребенка послушания в каком-либо вопросе, родители запирают его на ключ в детской комнате с книгой, уверенные, что таким способом приучат его к чтению.
Не пытайтесь добиться от ребенка любви к чтению таким вот садистским способом! Думаю, что ничего, кроме протеста и ненависти к чтению в его душе это не вызовет. А в детской памяти прочно поселится негативное отношение к книгам вообще.
Вспомните себя в детском возрасте, разве вы любили читать то, что задает вам учитель? Разве вам не хотелось порезвиться, вместо того чтобы сидеть дома со скучной книжкой в руках? «Что же тогда делать? — спросите вы. — Как обратить внимание своего чада на книгу?»
Приведу пример из личного опыта. Задавая своим ученикам чтение по программе, я даю им задание не написать о прочитанной книге, а нарисовать то, что они чувствовали, читая ее. Сначала такие задания удивляют ребят, но потом они начинают испытывать радость от того, что прочли именно эту книгу и «прожили» с ней фейерверк эмоций. Так на глазах раскрываются дети, которые еще несколько дней назад испытывали недоверие к литературе.
Посмотрите с ребенком какой-нибудь мультфильм (кинофильм) по мотивам известной детской книжки, сходите с ним на спектакль в театр по мотивам какого-нибудь детского произведения, нарисуйте цветными красками вместе с ним те чувства, эмоции, которые в вас вызвали эти просмотры, предложите ребенку самому прочесть эти истории из книг, чтобы сравнить их с мультфильмом или спектаклем. Расскажите об авторе произведения, о том, какие интересные истории он еще написал, и самое главное, поведайте юному человеку, как та или иная книга, тот или иной персонаж помогли лично вам в жизни.
С детьми постарше можно устроить модный теперь «шопинг» по книжным магазинам, предложить ребенку самому выбрать книгу, которая ему понравится и которую он не прочь почитать.
Одним словом, общайтесь с вашими детьми, делитесь с ними своими впечатлениями от книг и увидите, как дети потянутся к вашей личности, а после — и к книгам, про которые вы с такой теплотой вспоминаете или которыми восхищаетесь!
И это важное правило: «Делай как я, но оставайся самим собой!»