Современные родители часто разводят руками от бессилия в таком вопросе, как воспитание любви к чтению у своего взрослеющего не по дням, а по часам избалованного чада. Оно (чадо) готово заниматься в свое свободное время чем угодно, только не чтением. Если совместными усилиями все-таки удается прочесть хоть что-то из того, что задают в школе по программе, это расценивается как большая удача!
Почему же сейчас дети не любят читать? И как заинтересовать их чтением?
Начну разговор с вопроса к недоумевающим взрослым: а сами-то вы давно что-нибудь читали, кроме рекламных модулей, гаджетов или инструкций от лекарств? «Некогда, — скажут мне многие. — Сегодня не до чтения, надо деньги зарабатывать!» А наиболее продвинутые добавят: «Какие, мол, книги сегодня — в век цифровых технологий!»
Да, время сейчас изменилось, новые технологии превратили нас в лодырей и компьютерных наркоманов. Ведь прочесть хорошую книгу — это значит потрудиться над ней, задуматься. Есть ли у ребенка в вашей семье пример того, что сами родители любят читать и разбираются в литературе? Умеют ли выбрать из множества книг наиболее полезные и увлекательные и посоветовать ребенку, которую из них почитать? Ответьте на этот вопрос честно и вы увидите, как поведение вашего ребенка станет вам немного понятней.
Работая с детьми, я на опыте убедилась в том, что в семьях, где активно читают родители, дети тоже тянутся к книге. И еще один нюанс. Дети часто отказываются от чтения только потому, что просто не знают, какую книгу им будет интересно почитать. Спросить об этом кого-то из взрослых или сверстников они стесняются (ведь в детской и подростковой среде читать книги — значит, прослыть ботаником). С другой стороны, порой и спросить-то бывает не у кого. Разве что у соседки, читающей в маршрутке какую-нибудь дребедень.
В библиотечном деле советского периода было такое понятие, как «руководство чтением», когда библиотекарь или учитель были Штурманами на корабле в море Книг. Сейчас это понятие как бы стерлось, исчезло из библиотечной практики. И только редкие библиотекари-энтузиасты помогают сегодня читателям правильно выбрать книгу. Роль современного библиотекаря в большинстве случаев сводится к примитивному удовлетворению информационных запросов читателей. Говоря простым языком, читатель сам, опираясь на собственный жизненный и читательский опыт, рулит по бескрайним морям литературы, то натыкаясь на холодные айсберги, то садясь на мель.
Хорошо, если этот жизненный опыт и уровень образования читателя позволяют ему выбрать действительно нужные книги, а если такого опыта нет (в силу возраста, например, у детей). Кто поможет ребенку выбрать соответствующую его возрасту и интересам книгу? Кто, стремясь привить ему любовь к чтению, в то же время объяснит, что не все книги стоит читать? Особенно в массовых библиотеках, где полки буквально ломятся от бульварных романов. Они сегодня стоят на самом почетном месте (на открытом доступе), где раньше пылились собрания сочинений Ленина. Как говорится, одна крайность породила другую. Стремясь привлечь в свои стены побольше читателей, библиотеки идут на поводу у массового читателя, выкладывая на самые видные места сомнительную литературу (правда, с пометкой на титульном листе «Брошюра временного хранения»). Сколько это «временное хранение» продлится — неизвестно, а вот вкус у начинающего читателя точно будет испорчен уже навсегда.
Итак, правило первое: если вы хотите, чтобы ваш ребенок любил, уважал и разбирался в книгах, продемонстрируйте ему это на собственном примере. Ненавязчиво поделитесь с ним своим читательским опытом. Интересуйтесь новинками литературы. Не бойтесь делиться с ребенком своими впечатлениями от прочитанных книг. Помогите ему сделать правильный выбор. И помните, если этого не сделаете вы, то его художественный вкус сформируют другие.
Относительно пункта первого, хотелось бы сказать еще вот о чем. Сегодня модным стало в российских семьях избавляться от книг, от целых домашних библиотек! В лучшем случае домашние библиотеки сплавляют в библиотеки массовые и школьные, в худшем — просто сдают на макулатуру сами. И все это на глазах у детей. Сегодня не модно иметь в доме книги, не предусмотрено в новой мебели место для книг. В мире взрослых ценности изменились. Что стоит на самом почетном месте в рамках мебельного гарнитура? Правильно, телевизор с огромным экраном! Вот вам и еще один ответ на поставленный вопрос, почему современные дети не любят читать. Общество потребления растит потребителей, а не трудяг-созидателей.
Правило второе гласит: начинайте воспитывать в ребенке любовь к чтению с маленьких произведений, лучше — приятного юмористического характера. Здесь можно порекомендовать небольшие рассказы Виктора Голявкина под названием «Тетрадки под дождем», смешные рассказы Николая Носова «Живая шляпа», «Приключения Толи Клюквина» и др. На собственном опыте убедилась, что такие книжки дети читают с удовольствием.
Ребенок на эмоциональном уровне должен почувствовать, что чтение — это легко и приятно. Постепенно переходите на более сложные в эмоциональном плане произведения для детей. Например, на такие классические истории, как «Каштанка» А. Чехова, «Слон» А. Куприна и др. Если ребенку трудно дается русская классика для детей, переключите его на качественную зарубежную беллетристику М. Твена, О. Уайльда, Д. Дефо, Свифта и др.
Стремясь выработать у ребенка любовь к чтению, помните, что на этом пути вы — не первопроходец. Вопрос о любви к книге — один из вечных. Даже царь Петр I задумывался над этим вопросом всерьез. Он хотел научить любить книгу не одного человека, а весь российский народ. Стремясь привлечь русских людей в библиотеки, он издал указ, приказывающий каждому, кто войдет в эти священные стены, подавать чарку водки. Такой вот оригинальный подход! Но он нам не подходит.