Представьте себе ребёнка с неплохими задатками, попавшего под влияние компьютерной игровой культуры. Он говорит на непонятном языке и впадает в нездоровое возбуждение, если его приключения в нереальном мире кого-то заинтересуют. Его бредоподобные речи трудно остановить и совсем невозможно заменить на обсуждение чего-либо насущно важного. Если на предыдущем этапе взрослый легко находил с ним общий язык, включив воображение и забавно смешав игровой и реальный миры, то теперь смесь не интересна, требуется глубокая погруженность в игровые ценности. Даже фанат игры не может добиться от ребёнка внимания к нормальной жизни нормальных людей.
Надо что-то делать. Первая мысль — ограничить пользование компьютером. Но как? Запрет ничего не значит, поскольку исходит от несуществующих объектов (это мы для себя есть на самом деле, а для игрового сознания мы шум, и только). Ограничивающие программы отключаются на «раз», угрозы не работают, обещания нисколько не помогают. Устройство ввода информации в игромана отсутствует или заблокировано.
В совсем уж запущенных случаях придется надевать памперс и кормить через трубочку, но можно не запускать ситуацию настолько и принять меры чуть раньше, чем будет пройдена точка невозврата. Придётся опереться на первичные инстинкты, например, на чувство голода.
Вы кормили ребёнка предыдущий десяток лет? Справедливость требует, чтобы он начал хотя бы иногда кормить вас. Чтобы не обещал, что будет жевать за вас, когда у вас выпадут зубки, а действовал уже сегодня, добывая пропитание для всей семьи.
Но откуда? Не ходить же по электричкам с трогательной историей типа «сами мы не местные». Сейчас у взрослых с работой проблемы, и отдавать что-то серьёзное ребёнку никто не станет. И отпускать его за копейки работать по найму разумный родитель не будет. Это и для здоровья вредно, и учёбу сгубит на корню. Значит, надо организовать доходные занятия в своем доме.
Платить за задачки — это дикость. Но это дикость в глазах старшего поколения, а для младшего вроде бы неплохая идея. Когда все сверстники сидят в планшетах, доказать полезность знаний и учёбы невозможно. Всякая школьная суета — это работа, которая школьнику не нужна, и за работу ему следует платить. Бесплатно работать он не станет даже из-под палки. Что ж, будем платить. Сдельно. Решил задачу за свой класс — получи, к примеру, 10 рублей.
Стать обеспеченным человеком, решая по 3 задачки в день, не получится. Возникает потребность в сборниках, которые можно было бы прорабатывать хотя бы на 100 рулей в день, а лучше на 1000. Но тут возникнут проблемы у родителей, если они зарабатывают по 5 тысяч в месяц с трудом, а не по 20 тысяч долларов в сутки с легкостью. Деньги не должны расходиться на что попало. Надо квартиру оплатить и за продуктами сходить. Разве это не по силам подростку? Вот и пусть сделает за свой счёт.
Деньги — это энергия, которую надо бы заставить производить наибольшую работу. Пусть работают по-настоящему. Они уже подняли с дивана папу, мобилизовали маму, пусть еще расшевелят детишек.
Если от денег на прихоти можно отказаться ради гораздо более увлекательного мира игры, то от голодной семьи так просто не отмахнешься. Придётся браться за науки и старательно изучать то, что совсем недавно было непобедимо скучно.
Деньги могут увлекать не меньше, чем планшет (и бывает, что это увлечение доводит до беды большей, чем отупение перед компьютером, так что помним, что речь идет об этапе развития воли, а не о жизненной ценности навсегда). Как только почувствуется вкус доходов от совместной работы с заинтересованным родителем, придет увлечение, и работа станет эффективнее. В какой-то момент окажется, что родные должны отдать потомку всё. И пусть за эти средства ребёнок сделает всё, что надо для семьи. Это справедливо. В прошлые века подобное само собой разумелось, теперь вроде бы недопустимо, но посмотрите, как маются дети без возможности вносить свой вклад в общее дело. Так дадим же им возможность быть по-настоящему серьезными и ответственными.
Итак, каждый день вы помогаете ребёнку зарабатывать у вас же деньги на семью, каждый день с ним расплачиваетесь, каждый день ждёте рационального использования средств. Получается и созревание характера, и растущая эффективность учебной работы, и логичные отношения.
Период подобного жизнеустройства — это лишь переход к эффективности и сознательности, потому не стоит его бояться, считать безнравственным и не допускать ни в коем случае, или, напротив, затягивать на долгие годы.