Но иногда случается все по-другому. Кто-то попадает в плохую компанию, кто-то начинает игнорировать любящих и преданных родителей, да и мало ли причин встревоженности взрослых?
Не случайно проблема «трудного возраста», а также профилактики детской беспризорности и безнадзорности начинает в последнее время в СМИ все больше освещаться. Это дает определенные результаты? Какие?
Так, на телеканале НТВ в передаче «Внимание, розыск!» практически на постоянной основе проводится обсуждение проблем детей при непосредственном участии сотрудников милиции и представителей ОВД.
Аналогичная рубрика открыта в ежемесячной общественно-правовой газете для молодежи «Опасный возраст».
Телевизионная программа «Солнечный круг» на ТВЦ, программа «Радио России» «Детский вопрос» стараются привлечь к проблеме беспризорности и безнадзорности «встревоженных взрослых», установить диалог с нуждающимися в помощи детьми, помочь подросткам найти свое место в жизни. Кроме того, органы местного самоуправления организуют и проводят семинары, круглые столы, конференции с участием специалистов.
В числе материалов, вызвавших наибольший резонанс, можно назвать программу Аркадия Мамонтова «Обратная сторона. Дети» на канале РТР, ряд публикаций «Известий», «Комсомольской правды», «Труда», «Московского комсомольца».
По словам
В программе рассказывается об участниках Великой Отечественной войны. На программу приглашаются ветераны на встречи с детьми, в том числе с ребятами из детских домов. Младшее и старшее поколение подружились. В результате появилась идея книги «Золотая звезда» — ветераны рассказывают, дети рисуют. Ветераны проявили желание постоянно сотрудничать с конкретными детскими домами, что и является профилактикой беспризорности.
ООО «Рекламное агентство «Содружество» организовало производство телепрограмм детско-юношеской тематики по проекту «Уроки доброты клоуна Куклачева» —
Радиопрограмма «Адреса милосердия» Просветительского фонда «Диалог» выпускается при финансовой поддержке Министерства по делам печати, телерадиовещания. Программа рассказывает о положительном опыте решения социальных проблем, в том числе проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, о деятельности российских некоммерческих и общественных организаций, которые оказывают бесплатные социальные услуги населению, а также информационную поддержку социальным и благотворительным проектам.
Кроме того, заметим, что и в прессе появилось много публикаций по этой проблеме. Но очень редко в статьях упоминаются названия фондов, которые реально занимаются устройством детей. Если бы там указывались адреса или телефоны организаций, куда можно обратиться за помощью, то это было бы гораздо эффективнее. А в программе «Адреса милосердия» такие адреса звучат в прямом эфире.
4-й канал города Екатеринбурга провел акцию «Станьте моим папой», в ТВ-2 города Томска регулярно показывает сюжеты о детских домах.
Как отмечает специалист и руководитель проекта «Социальная журналистика» АНО «Интерньюс»
Социальные журналисты, эксперты, ученые сопоставляют и анализируют различные подходы к профилактике детской беспризорности и безнадзорности. В связи с этим можно сделать вывод о том, что о теме беспризорности пишут, снимают фильмы, программы, но большинство таких акций — разовые. Они не связаны какой-то общей стратегией, которую выбирают государство и НКО (некоммерческие общественные объединения) по борьбе с этим злом.
Как свидетельствует опыт, без позитивного выхода в рамках какой-то программы обойтись нельзя: обязательно должна быть аудитория, которой предназначено послание, и должен быть предложен какой-то выход, причем с адресом и телефоном, с консультацией квалифицированных специалистов.
Кроме того, информационная кампания должна проводиться одновременно во всех СМИ. Телевидение — самое массовое и доходчивое, самое простое. Однако то, что не может показать телевидение, может рассказать радио, нужны джинглы (социальная реклама на радио). В частности, социальный ролик на телевидении — не больше 30 секунд. На радио — это 1,5 минуты. И, конечно же, необходимо освещать эту проблему в прессе.