Наверняка многие из вас видели детей, которые вступая в беседу, начинают заикаться, теребить в руках разные предметы, прикусывать губы, опускать глаза, краснеть и даже покрываться испариной. Откуда такие комплексы и такая внутренняя неуверенность?
Очень часто мы, родители, неправильно критикуем наших малышей. Мы не задумываясь выдаем им негативную оценку действий, невольно сравнивая их с другими. «Посмотри, все дети, как дети, и только у тебя штанишки в грязи!» или «Посмотри, как красиво рисует та девочка, а ты…» Сами того не замечая, мы опускаем самооценку нашего ребенка все ниже и ниже, демонстрируя, что в этом мире ну буквально все лучше него.
Трудно ли ребенку жить с таким грузом? Часто ли мы ставим себя на место нашего малыша? Что бы мы испытывали, если б нам такое говорили и постоянно с кем-то сравнивали? По крайней мере, мы бы замкнулись. Очень часто это и происходит с детьми. И даже если они в чем-то лучше и талантливее других, сама демонстрация своих талантов превращается в испытание, справиться с которым не каждому под силу. И эти таланты так и остаются нераскрытыми. Со временем у ребенка вырабатываются страхи: вдруг я скажу что-то не так, вдруг я сделаю не то, вдруг все будут смеяться… Вечные сомнения в себе и своих способностях делают жизнь наших детей еще сложнее, не дают реализовать себя полностью и создают искусственные барьеры в общении с окружающими.
Все мы знаем суровые правила жизни, слабым очень сложно устроиться, утвердиться. Скажу больше: дети очень жестоки, в борьбе за лидерство, они частенько утверждаются за счет более слабых и менее удачливых. И задача родителей, прежде всего, вселить в ребенка веру в себя. Сила веры способна творить чудеса. Может, мы начнем сначала замечать лучшие стороны ребенка, начнем хвалить, прежде чем сделать очередное замечание. Давайте забудем о сравнениях и обидных колкостях, в жизни найдутся «добрые» люди, которые сделают это за нас, тех, кто похвалит и ободрит, будет гораздо меньше…
Общаясь с ребенком, следует помнить, что важно развивать такие качества, как вера, уверенность и воля. Поддерживайте ребенка словами: «Ты у меня молодец!», «Я даже не сомневаюсь, что у тебя все получится!», «Я верю, ты сможешь!» Будет замечательно, если ребенок будет видеть перед собой достойные примеры других людей, чья вера в себя и труд привели их к успеху. Здорово, если у ребенка будет мечта, ради которой он стремится быть лучше.
Возьмите себе за правило: делать замечания ребенку только после похвалы. Еще лучше, если ребенок станет сам давать оценку своим действиям и поступкам. Поверьте, частенько дети могут быть гораздо критичнее нас. Вам же останется только согласиться и поддержать. Главное для нас — суметь остаться объективными и не захваливать за несуществующие поступки и дела. Оставляйте в своей памяти только удачи своего ребенка, старайтесь «затирать» негативные моменты, не нужно заполнять его память негативными воспоминаниями.
Прекрасным способом для ощущения себя «командой родитель-ребенок» будет совместный просмотр фильмов и их обсуждение, отвлеченный взгляд на положительных и отрицательный героев, где без особых церемоний можно высказать свое мнение и услышать, что об этом думает ребенок. В случае, когда речь идет о третьем лице, дети свободно выражают свое мнение. И нам остается их только услышать и постараться понять.
Психологи утверждают, что дети — наше отражение. Трудно ожидать от ребенка успеха, если мы сами ни к чему не стремимся, ничем не увлечены и ведем инертный образ жизни. Не спорю, случаи бывают разные. Случается так, что и в неблагополучных семьях талантливые дети добиваются головокружительных результатов. Но мы живем в этом мире, чтоб наши дети знали, что есть на этом свете люди, которые любят их, примут их любыми и просто скажут им спасибо за то, что они есть.
Не это ли главная сила, которая сделает их жизнь чуточку легче, поможет им в трудные минуты и вселит уверенность? Вспомните себя в детстве, как жадно мы впитывали похвалу своих родителей, как хотели, чтоб они нами гордились.
Ободряя сына, я часто говорю ему, что люблю его, что у него все получится, что он молодец. Недавно он попросил написать на листочках бумаги две фразы, что теперь украшают стену над его письменным столом, фразы, которые вселяют веру не только в него, но и в меня: «Я все умею, все могу!» и «Ничего невозможного нет!»