В первые 1−2 недели оставлять ребенка на длительное время в саду не следует. Сначала ограничьтесь несколькими часами. Например, приводя ребенка к завтраку, приходите ко времени дневной прогулки и вместе со всеми детьми гуляйте на площадке. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие, а во время игр отвлечься будет значительно легче. Обедать отправляйтесь домой. Постепенно увеличивайте временной интервал.
На период адаптации ребенка к дошкольному учреждению отводится месяц, хотя все прекрасно понимают, что в реальности эти сроки варьируют. Одному достаточно нескольких дней, а другой и месяц спустя будет плакать, пока мама с ним прощается.
Мы подошли к самому душераздирающему моменту — слезы. Сердце разрывается, когда малыш цепляется за одежду уходящего на работу родителя, кричит и плачет. Мамы стараются себя оправдать: «…Он слишком домашний… Я для него единственный авторитет…»
Дорога в детский сад, как и путь домой, не должны проходить в молчании или сопровождаться лишь кивками головы родителя. Вы должны принимать живое участие в беседе с малышом, у которого за день, несомненно, произошло очень много интересного. Он с кем-то поссорился, сделал открытие, его за что-то наказали… Спрашивайте, интересуйтесь, узнавайте, восхищайтесь, хвалите, сердитесь… Только не молчите. Дети очень живо чувствуют отсутствие интереса к нему у окружающих, а вкупе с привыканием к новому коллективу и «отвыканием» от мамы и привычного дома это вполне может спровоцировать сильный стресс.
Врачи дают несколько «знаков», наличие которых позволяет родителям насторожиться.
Во-первых, если ребенок, придя из детского сада, не кидается к игрушкам, а садится за стол или наедается на ночь, не спешите ругать руководство детского сада. У них есть свои нормативы. Но «заедание стресса» у малышей никто не отменял. Это довольно серьезный вестник неблагополучной адаптации, чаще всего свидетельствующий о том, что малыш вообще «не садовский».
Во-вторых, обязательно обращайте внимание на изменившееся поведение ребенка. Появление вредных привычек нужно сразу же обсуждать с воспитателями и педагогами, потому как в этом возрасте дети очень часто копируют поведение окружающих.
В-третьих, слушайте своего ребенка. Среди фантазий или, казалось бы, бессмысленного лепета вполне можно выделить как общий настрой, так и тревожные знаки.
И последнее, но не менее важное: не запрещайте ребенку брать с собой любимую игрушку или не лишайте малыша пустышки. Делайте все постепенно, объясняйте, говорите и будьте предельно терпеливы с самым дорогим на свете человечком, ступающим на дорожку к такому еще чужому, но очень интересному миру!