Как известно, Леонардо да Винчи оставил после себя ряд замечательных картин. Но ведь не только он один занимался живописью в те годы! Однако его работы (и ещё некоторых художников) дошли до нас лишь потому, что состав красок и их последующее изготовление были продуманы максимально грамотно. Сам Леонардо оставил после себя небольшой трактат, в котором содержались ценные на тот момент указания относительно очистки, отбелки и уплотнения масел и пигментов для получения красок.
Конечной целью любых окрасочных работ есть создание на поверхности тонкой плёнки, которая будет защищать предмет от внешних воздействий. Таким образом, первым важнейшим компонентом любой краски является
К природным плёнкообразующим веществам относят разнообразные растительные масла, подвергающиеся специальной обработке. В эту группу веществ попадают также смолы естественного происхождения (янтарь, канифоль, копалы), битумы и асфальты, белковые вещества (казеин и костный клей), а ещё специально обработанная целлюлоза.
Современная химия, понятное дело, не стоит на месте и предлагает широкую линейку синтетических плёнкообразующих материалов.
Для того чтобы получить тот или иной оттенок краски, в неё вводят специальные красители (пигменты). Пигменты — вторая важнейшая составляющая современных красок.
Установлено, что в старину количество красок было ограничено. Применять тогда старались естественные красители. Об этом говорит, например, указ персидского шаха, запрещавший использовать при производстве ковров в Персии красители, полученные химическим путём. Нарушивших это распоряжение наказывали строго — отрубали руку.
Популярный в древние времена краситель пурпур добывали из желез, расположенных в голове пурпурной улитки. Для того чтобы получить 1 грамм ценного красителя, приходилось уничтожать до 10000 моллюсков! Сейчас, естественно, этого не происходит, потому что наука продвинулась далеко вперёд.
Пигменты в настоящее время применяются двух видов: неорганические и органические. С помощью последних удаётся получать лакокрасочные материалы ярких оттенков.
Третьим важнейшим компонентом современных красок принято считать растворители (разбавители).
Растворители — это органические летучие жидкости, применяемые для перевода плёнкообразующих веществ в состояние, пригодное для нанесения на поверхность, а также для регулирования вязкости состава. В отличие от растворителей, разбавители не обладают растворяющей способностью, однако в сочетании с собственно растворителем способны влиять на вязкость краски в широких пределах. В качестве разбавителя, особенно в акриловых композициях, сейчас активно используется простая вода.
Помимо трёх классических компонентов, коротко рассмотренных выше, в современные лакокрасочные материалы вводят и сиккативы. Это — соединения металлов (марганца, кобальта, кальция, железа, реже — свинца), которые применяются для ускорения высыхания красок. Установлено, что действие сиккатива не снижается после высыхания плёнки. А вот его избыток способен привести к раннему старению покрытия.
Кроме этого, в некоторых красках используется отвердитель, который позволяет получить неплавкую и нерастворимую плёнку на поверхности. Для интенсификации процесса в состав также можно вводить и ускоритель, сокращающий время сушки и позволяющий в короткие сроки создать требуемое качество покрытия.