В испанской провинции Сантандер в ХIХ столетии, в пещере Альтамира, были обнаружены рисунки с изображением бизонов и лошадей. Всего рисунков насчитали 20, они располагались на потолке подземного убежища древних обитателей. Возраст рисунков оценили в 12.15 тысяч лет, то есть их отнесли к культуре позднего палеолита, или, иначе, древнего каменного века.
Ко времени неолита, последней эпохе каменного века (6.2-е тысячелетия до нашей эры) относятся первые обнаруженные предметы и орудия для производства простых видов красок. Во время одной из археологических экспедиций удалось отыскать палитру древнего художника с сохранившимися остатками краски, а также плоские жернова и пестики, необходимые для приготовления красящих составов. Возраст этих предметов смогли установить довольно точно — 2780 год до нашей эры.
Интересно, что при изучении наскальных росписей в Сахаре установили, что проникновение красителей в песчаную породу достигало 1 миллиметра, при этом не обнаружили никаких следов связующих. Объясняется это просто — краски, разведённые в воде, очень быстро впитывались в местный песчаник.
Краски, приготовленные без специальных добавок, не всегда оказывались долговечными. Поэтому скоро стали применяться вещества, способные образовывать защитную плёнку. Где-то для этого использовался казеин, а в Южной Африке — доступная там бычья кровь.
Развитие лакокрасочных материалов сопровождалось поиском новых веществ, способных к созданию устойчивых покрытий. Уже в древнем Египте здания украшали лаками и восковыми красками. Примерно в это же время в Китае и Восточной Азии для оформления архитектурных деталей также применяли восковые составы. Здесь для этого шёл в дело сок так называемого лакового дерева.
Египтяне, которые оставили после себя много интересного, уже были знакомы с тремя красными пигментами — киноварью, прокалённой охрой и пигментом на органической основе (пурпур). Кроме этого, они применяли синие и зелёные пигменты на основе силикатов меди.
Более 2-х тысяч лет назад до нашей эры был открыт способ изготовления свинцовых белил. Метод получения этой добавки позднее описал греческий врач Диоскрид, живший в IV веке нашей эры.
С древних времён научились приготавливать и лаки на основе копаловых смол: мастикса, сандарака, янтаря, даммара, конго. Смолы назывались копаловыми, потому что их выкапывали из земли.
С незапамятных времён была замечена способность льняного масла как вещества, способного образовывать прочную плёнку на поверхности. В Древнем Риме и Греции упомянутое масло использовали для изготовления красок.
Первое подробное описание приготовления лака на основе льняного масла и сандарака сделал около 1100 года католический монах Рогер Хольмерхаузен.
Период Возрождения принёс новые свершения в области создания красок. В ХV веке художник Ван Эйк из Фламандии впервые использовал для живописи масляные краски. Это явилось большим новаторством, так как до этого момента масляные краски применялись как покрывной слой по живописи, исполненной яичной темперой, либо как состав для покраски изделий из олова, серебра и дерева.
Уже через 100 лет масляные краски практически полностью вытеснили многовековую технику яичной темперы. А в конце ХV столетия в Италии вошло в моду цветное декорирование мебели, которое быстро распространилось по всей Европе. Началась новая эра в создании прочных и доступных лакокрасочных материалов…
________________________
Источник: www.bibliotekar.ru/spravochnik-34/1.htm