Стоит ли удивляться после этого, что их жизнь превращается в сплошную борьбу за выживание, и в итоге они имеют жалкую хибару, периодически разрушаемую легким дуновением ветра судьбы (помните сказку о трех поросятах?).
Одним из главных компонентов фундамента жизни является уверенность в себе.
Представьте, что вы каждое утро ходите на репетицию одной и той же пьесы. Она длится целый день, и вы целый день смотрите и слушаете игру артистов, и так каждый день в течение 15 лет. За это время вы выучите все роли, все мимики и жесты, не так ли? А теперь представьте, что это ваш ребенок является зрителем, а вы (взрослые) — актерами в этой пьесе жизни. Не удивительно, что по прошествии стольких лет ребенок, в конце концов, перенимает все повадки и образ мышления одного или нескольких актеров.
Может ли человек, не умеющий читать, научить чтению ребенка? Может ли не уверенный в себе родитель научить ребенка быть уверенным в себе? Иными словами, воспитание ребенка следует начинать с воспитания самого себя. И, слава богу, многие родители ради будущего своих детей берутся за самосовершенствование.
Итак, дети полностью зависимы от взрослых. Пытаясь выжить и чувствовать себя комфортно, они очень быстро научаются угождать ожиданиям взрослых. Зависимость порождает рабскую психологию. Ребенок начинает полагать, что единственно возможная линия жизни — это угождать, приспосабливаться, прогибаться под сильных, гнобить более слабых. То есть паханы, шестерки — воровская идеология, слегка облагороженная совковой.
Поскольку ребенок зависим, в его подсознание вносится информация (а иногда и вбивается), что другие — умнее, сильнее, мудрее, они лучше знают, что ему (ребенку) лучше, нужнее, полезнее. Возможно, чуть позже он внесет коррективы в такую систему оценок, но, как показывает опыт, очень немногим удается внести коррективы еще и в следствия, которые были порождены такой системой оценок.
А следствия такие:
— другие просто лучше меня, умнее, опытнее, прозорливее, смышленее
— от меня ничего не зависит, мое благосостояние, карьера, продвижение, мое благополучие и счастье зависит от окружающих;
— все хорошее и плохое находится вне меня;
— а поскольку от меня ничего не зависит, то причины моих бед — в окружающих, и во всех моих неудачах виноваты люди, обстоятельства, расположение планет, судьба, то есть кто угодно, только не я;
— соответственно, для достижения успеха и счастья мне нужно просить (а то и требовать) других, обстоятельства, планеты и прочее ниспослать желаемое.
Зависимый человек постоянно является объектом манипуляции со стороны окружающих и ищет любые способы переложить свои проблемы на других.
Во все времена у всех народов большим уважением пользовались отшельники. Подумать только, отшельник может жить вдали от людей, вдали от общения, от людской молвы и законов, предрассудков и страхов, соблазнов и похоти, жить один среди природы, не ожидая помощи ни от кого, ежедневно подвергаясь угрозе быть съеденным диким зверем, заболеть и не получить ухода, умереть от голода или жажды. Особо почитались религиозные отшельники, которых обходили стороной и зверь, и недуг, ибо вера у них была сильна, а стало быть, и воля.
Подобные люди встречаются и в самом обществе, и они тоже пользуются уважением окружающих. Их называют по-разному, одни — самодостаточными, другие — независимыми, но суть одна — они не нуждаются ни в кумире, ни в хозяине, ни в покровителе.
Отличительная черта их состоит в том, что они убеждены в успехе своей миссии на Земле — у них есть жизненная цель, они уверены в себе, полны энергии (потому что умеют не тратить ее на пустяки). Они преодолели в себе животный страх смерти, обладают способностью справляться с жизненными трудностями (поэтому не избегают, не прячутся и не откладывают встречу с ними), проактивны, не судят других и умеют общаться. Никто из них не родился таким, кто-то помог им стать таковым. И счастье, если этим «кто-то» были его родители.
Зависимый человек обладает низкой самооценкой и подобен наркоману, только вместо дозы ему нужно одобрение или поощрение, вначале хоть кого-нибудь, потом все более избранного и уважаемого круга лиц, и так вплоть до самой кончины. Но даже при испускании духа он не будет доволен и не будет считать, что одобрений было достаточно.
Зависимый человек постоянно нуждается в подтверждении своей значимости и ценности, в своей нужности, но каждая ошибка заставляет его чувствовать себя еще хуже, еще ущербнее. Зависимый человек вынужден постоянно сравнивать себя с окружающими, и это сравнение не всегда в его пользу — отсюда агрессия, деспотизм или, наоборот, уничижение, безысходность.
Уверенные в себе люди не испытывают потребность в соперничестве, не сравнивают себя с другими и не стремятся их в чем-то превзойти. Они самосовершенствуются, «соперничая» только с самими собой. В этом принципиальная разница между зависимыми людьми и независимыми. Отсюда видно, что независимыми невозможно манипулировать, им невозможно внушить, что они хуже кого-то, потому что тот другой краше, быстрее или умнее его. Каждый в чем-то уникален и в чем-то лучше других. Навязывая конкуренцию и соревновательность, учителя и начальство получают рычаги управления над учениками и подчиненными.
Поэтому старайтесь, чтобы ваш ребенок не коллекционировал успехи других, а помнил о своих достижениях и сравнивал себя сегодняшнего с самим собой вчерашним.
Помните, лидеры учатся не на своих или чужих ошибках — лидеры учатся на своих успехах. Это вырабатывает у них привычку достигать поставленных целей. Очень хорошая привычка, между прочим.