Сразу оговорюсь, что не претендую на научную основу и даже маломальский авторитет. У меня первый ребенок, и я совсем неопытная мама. Но сколько нервов можно было бы сэкономить, зная некоторые нюансы, о которых почему-то редко пишут.
Начну сначала. То есть с роддома. Сынок родился, как говорят врачи, «без особенностей» и отличался лишь особенной глазастостью. Вот то-то и оно, что он глазел. Он глазел по сторонам, смотрел на меня, на врачей, на все вокруг вместо того, чтобы требовать грудь. Создавалось впечатление, что сынок у нас на солнечных батарейках, и кушать ему не нужно.
Я казалась себе мамашей продвинутой, закончившей курсы и начитавшейся всякой литературы… Зная о пользе молозива и необходимости прикладывать малыша к груди с самого рождения, я так и делала. Сын плакал. Он возмущался, когда я пыталась сунуть ему грудь. Подключились врачи, санитарки. Проверили у него все во рту, рефлексы и прочее.
«Ну, значит, не хочет», — заключила одна из врачей, посоветовав мне ждать, когда сын потребует грудь сам. А он не требовал. День, два наше кормление состояло в следующем: я с превеликим трудом выдавливала из груди капли молозива, зажимала малыша, как могла, и заставляла эти капельки слизывать. Водой допаивать новорожденных, как мы знаем, ВОЗ не рекомендует. Но с ложечки немножко кипяченой водички я все-таки вливала, руководствуясь здравым смыслом. Если без еды денек можно и потусоваться, то без воды — это как-то не полезно, мягко говоря.
Вывод первый. Воду просто необходимо давать новорожденному, если молоко прибыло не сразу. Иначе малыш будет страдать от обезвоживания. Это я уже потом выяснила у знакомого опытного врача-педиатра. Она говорит, эти рекомендации ВОЗ для стран третьего мира, где вода ужасного качества. Постсоветские страны попадают в этот список «до кучи».
Мы прибыли домой. Наконец-то! Вот тут-то я расслаблюсь, мы с малышом успокоимся и научимся кормиться. Не тут-то было! Дите, несмотря на все ухищрения с позами, подушками
Вывод второй.
Мы научились сосать, мы научились принимать позы… Но сынок по-прежнему отчаянно возмущается в первые пять-семь минут кормления. Я прямо слышу в его младенческом крике ругательные слова. Проходят эти пять минут, и он сосет грудь нормально.
Дошло! Вот что его так бесит — сосок поначалу выскальзывает из ротика. Ффтопку эти курсы, на которые я ходила! Нам ни слова не сказали о самом главном — закалять надо и вытягивать соски, если они не слишком выражены. Здесь на помощь приходит народный метод.
Обрезается большой одноразовый шприц (двадцатка) со стороны, где иголка, чтобы получилась сквозная трубочка. Поршень вынимается и вставляется с обратной стороны. Скругленной стороной, где изначально был поршень, шприц прикладывается к соску, поршень вытягивается, мощно всасывая сосок. И так много раз. Много… пока сосок не станет, извините за выражение, «рабочим».
Вывод третий. Ни в коем случае нельзя пренебрегать предродовой подготовкой груди! Закалять! Закалять соски мокрым полотенцем, как бы это не было неприятно. Потом польза отобьется многократно.
И вот они — трещины… То, чем нас так пугали на курсах. Кровавые, глубокие, болючие. «Волшебное» средство «Бепантен» — прямо панацея, как нас уверяли на тех же курсах. Для кого-то панацея, для кого-то деньги на ветер. Я две недели мучилась с трещинами, мазалась этой мазью, перед каждым кормлением ее смывала: чтобы не было аллергии у малыша, нельзя, чтобы он ее скушал. Потом пришлось одну грудь убрать из обращения, стало совсем невмоготу. Еще неделю сцеживала из нее молоко молокоотсосом. Кто пробовал, знает, что это за «удовольствие» — «кровь с молоком» в прямом смысле этого выражения. Пока не треснула вторая грудь, я не догадалась попробовать другое средство — «Масло АВС». Хватило двух (!) применений, чтобы все затянулось.
Вывод четвертый. Реклама — штука хорошая, но то, что помогает другим, не обязательно лекарство для вас. Надо искать свою панацею. И опять же — закалять, и еще раз закалять грудь!
Это еще не все выводы. Расскажу вам все, как на духу, в части второй.