Люди могут регулировать своё поведение, управлять темпераментом и изменять стереотипы в соответствии с обстоятельствами жизни, а также благодаря тренировке и контролю. В зависимости от приобретённых привычек и навыков, от содержания характера меняется картина темперамента.
Воспитание и самовоспитание являются системами регуляции и саморегуляции нервной деятельности путём образования определённых стереотипов поведения. Путём длительной тренировки различными опытами можно укрепить слабую нервную систему и изменить тип поведения так, что негативные проявления темперамента будут сглажены.
Внимательные родители, определив тип темперамента своего ребёнка, могут с помощью специальных упражнений, занятий в кружках или спортивных секциях помочь своим детям приобрести нужные привычки и навыки: холерику выработать усидчивость и сдержанность, флегматику — подвижность, меланхолику — уверенность и так далее. А воспитание таких черт характера, как мужество, самообладание, выдержанность, решительность, целеустремлённость, формирует самоуправление нервной деятельностью и помогает устранить её недостатки. Темперамент является первичной, наиболее общей картиной поведения человека, и она меняется в процессе накопления жизненного опыта.
Знаете ли Вы, дорогие родители, что ИМПУЛЬСИВНОСТЬ является специфическим свойством темперамента и предвестником волевых черт характера человека. Обратите на это внимание: чем сильнее проявляется импульсивность в детстве, тем больше возможностей выработать волевую активность, сильную волю. Если же воспитание и обстоятельства жизни не превращают импульсивность в волевую активность, она может развиваться и играть отрицательную роль в жизни ребёнка.
Решающее значение для развития темперамента имеют не задатки, а реальные взаимоотношения, зависящие от обстоятельств жизни, воспитания, направленности деятельности, характера самой деятельности. В реальной жизни трудно выделить в темпераменте то, что в нём заложено задатками, а что является следствием жизнедеятельности или психического состояния.
Наиболее естественное проявление темперамента наблюдается в детском возрасте. По мере взросления взаимоотношения ребёнка с миром усложняются, и он всё больше испытывает его воздействия, изменяющие особенности его темперамента. Становится труднее выделять темперамент, так как его свойства сплетаются с качествами характера. Именно в ранние детские годы доминирует темперамент, и обстоятельства жизни определяют те воздействия, от которых зависят функциональные особенности деятельности нервной системы. Одни условия жизни могут способствовать развитию силы и быстроты протекания психических процессов, возбудимости, впечатлительности, а другие наоборот подавляют активность и способствуют развитию медленного психического темпа.
А теперь, дорогие родители, поговорим об авторитарности. Если в семье господствует голая авторитарность, подавляются активность и инициативность ребёнка, как правило, интенсивно развиваются отрицательные черты флегматического или меланхолического темперамента. Там, где господствуют жизнерадостность, возбуждающая обстановка, где поощряется активность ребёнка, его инициативность, развиваются сангвинический и холерический темпераменты. Однако могут развиваться и отрицательные черты этих темпераментов при заласкивании, поощрении капризов, беспорядочной смене впечатлений.
Замечено, что быстрота речи, сильная жестикуляция бывают у целых народов результатом обычая. Те дети, которым старшие родные внушают привычку держать себя важно, с достоинством, почти все с ранних лет привыкают к плавности движений и речи. Воспитание детей имеет огромное значение как фактор развития и изменения темперамента. Оно планомерно и систематически воздействует на сознание ребёнка. Благодаря неустанному воздействию и постоянному контролю вырабатывается стиль поступков, мыслей, чувств, и динамика их становится со временем естественной и привычной.
Берегите себя и своих детей, дорогие родители, и не забывайте: воспитание не достигает цели, если оно ограничивается только проповедью. Каждый шаг обучения и воспитания должен быть связан с активной деятельностью детей, чтобы знания превращались в навыки, а взгляды — в убеждения.