Диагностика
Прежде всего оконная рама должна открываться свободно, без использования инструмента — такой вариант возможен, но встречается крайне редко. Обычно из-за редкого открывания, возникших перекосов и разбухания дерева окно открыть очень непросто.
После того как обнажились внутренняя и наружная части, нужно открыть окно и внимательно осмотреть состояние древесины. Обычно под многолетними слоями краски трудно что-либо рассмотреть, хотя и в таком виде уже бывают заметны кое-какие внутренние дефекты. Они очень хорошо видны на той стороне рамы, которая обращена наружу и подвергается агрессивным воздействиям внешней среды — ультрафиолетовой части солнечного света, различным осадкам и сезонному перепаду температур. Чаще всего встречаются трещины на участках без краски, там древесина тёмного, неприглядного вида. Если при этом её плотность от старости напоминает пенопласт, то такое окно после ремонта прослужит не более 3−5 лет. Ну, а если дерево растрескалось, но ещё имеет достаточную твёрдость, то такая рама после реставрации и при правильном уходе может прослужить ещё 15−20 лет.
Начало ремонта
Приступать к реставрации лучше поздней весной, летом или ранней осенью, потому что ремонт деревянных окон может занять продолжительное время и в жилище весь этот период будет заходить свежий воздух.
Первым делом нужно вынуть стёкла. Если они крепились с помощью штапиков, то сделать это будет сравнительно просто, а вот если попадётся старая оконная замазка, то сохранить стекло навряд ли удастся. К этому нужно быть готовым и заранее приготовить средства на приобретение нового стекла.
Затем рамы лучше снять с навесов и можно приступать к полному демонтажу старого лакокрасочного покрытия. Сделать это можно с помощью специальной жидкости — смывки, которая продаётся в строительных магазинах. Такой способ хорош, если слой краски небольшой, но зачастую за многие годы слоёв накопилось много и смывка не поможет. Тогда применяется мощный строительный фен, который струёй горячего воздуха размягчает любой слой краски, и при помощи шпателя её можно будет потом удалить. Эту процедуру нужно проделать с фрамугой и подоконником, если он деревянный или бетонный.
Восстановление до нового состояния
Когда краска будет удалена, всю видимую поверхность рам, фрамуги и подоконника нужно зачистить шлифовальной шкуркой. Сделать это можно вручную, что достаточно тяжело, а можно с помощью ручной шлифовальной машины. Эта операция поможет завершить подготовку деревянной части к нанесению краски.
Но ещё осталось проверить прямые углы, зазоры между каждой створкой и фрамугой, а также между самими створками. Нужно попытаться выровнять покосившиеся элементы так, чтобы все углы равнялись 90 градусам. Разумеется, что это не касается фигурных и арочных окон. А зазоры сделать такими, чтобы после нанесения двух слоёв краски оставался просвет 2−3 мм. Возможно, придётся воспользоваться рубанком и стамеской, что потребует некоторых навыков обращения с плотницким и столярным инструментом. Если после всех перечисленных манипуляций в рамных сочленениях появится люфт, его нужно обязательно убрать. Этого можно добиться либо с помощью клея, либо с помощью металлических уголков.
Теперь наша рама без стекла, без старой краски и навесов готова для шпатлевания трещин, оставшихся неровностей, шлифовки и покраски. Для этого нужно использовать специальную шпатлёвку по дереву для наружных работ. После высыхания снова шлифуем, обеспыливаем, и очень желательно пропитать грунтовкой для выбранной эмали всю очищенную поверхность. После этого наносим первый слой краски, и после её высыхания можно монтировать стекло. Для этого по всему периметру посадочного места наносим прозрачный герметик и крепим стекло с помощью штапиков.
Последние штрихи
Остеклённые рамы крепим на фрамугу с помощью новых навесов и запоров. Теперь можно нанести второй слой эмали, закрыв стёкла малярным скотчем. И перед закрытием створок по периметру закрепить резиновый уплотнитель.
Всё, ремонт старых окон завершён. При соблюдении этой технологии они вам ещё долго прослужат.