В кресле сидит красивая, совсем молодая женщина и горько плачет о своей семейной жизни. Три года назад все было хорошо, счастье, в котором можно было купаться, как в океанической волне…
«А сейчас мы с мужем друг друга раздражаем, ведь прошло-то всего ничего времени, что с нами будет дальше? Соберемся поговорить, начинаем, настроены оба на позитив и конструктив, но несколько минут… и начинается: а ты, а на себя посмотри, ты никогда, а ты всегда… И уже хочется кинуть что-нибудь тяжелое в лицо вроде бы любимому человеку… Еще ни разу не кинула, но сама мысль о желании здорово пугает! Уже кажется подчас, что все это бесполезно, разговоры все бесполезны, усилия тщетны, как бы мы ни настраивались, как бы ни хотели разобраться в происходящем, все равно поссоримся еще больше. Остановиться невозможно…
Вот пришел муж домой с работы, радостно забежал сразу к нам в кухню, обнимать нас, целовать… Здорово! После ужина иду в комнату, вижу посередине коридора его грязные ботинки — все, планка падает, чудесно проведенный ужин перечеркнут окончательно и бесповоротно — у нас скандал!"
Семейная ссора при таком раскладе подобна парному танцу, где у каждого партнера своя роль, свои движения. Танец этот возможен только до тех пор, пока каждый из партнеров выполняет то, что необходимо для выполнения соответствующих па.
Каждый партнер насторожен и готов отразить агрессию и наступление на свою территорию, находится в состоянии предконфликтной готовности. Запустить это состояние может любая мелочь, с точки зрения не взвинченного человека. Эта самая предконфликтная готовность предполагает «знание», что партнер тоже находится в состоянии повышенной боевой готовности и только и ждет того, чтобы ударить в слабое место, поэтому расслабляться нельзя! Чем дольше партнеры находятся в таком состоянии, тем меньше доверия между ними остается, тем сложнее сделать шаг навстречу друг другу, тем сложнее даже представить, что можно хотя бы на секунду отказаться от борьбы и раскрыться.
Поэтому очень важно остановиться и задать себе вопрос: что я прямо сейчас делаю? Какие это будет иметь последствия? Как это может задеть моего партнера? Если я не могу перед ним раскрыться и доверять ему, могу хотя бы перестать обижать его, не совсем и не глобально, недолго, несколько минут, несколько часов, а могу целый день? Могу ли я думать о нем не как о вредном обидчике, а как о человеке, который хочет быть хорошим по отношению ко мне, но не знает как, не может справиться с собой? И разумеется, хочу ли я быть сильнее, чем он, и остановить лавину взаимных упреков и обвинений?
Ответы на подобный круг вопросов помогают взглянуть на типичный хоровод семейных ссор под другим углом, и рисунок семейного танца имеет все шансы измениться: невозможно танцевать вальс с тем, кто пошел вприсядку. Чтобы снова чувствовать себя друг с другом комфортно, необходимо остановиться, отдышаться и внимательно присмотреться к движениям друг друга.
Тогда не муж-злодей наследил в коридоре и коварно бросил свои ботинки посередине, а муж-любимый так спешил к нам, что трогательно разувался/раздевался на ходу… Ботинки — какая мелочь!